«Black box» «красного цвета». Боремир Бахарев

Мы встретились с Боремиром в студии печати «Принт кафе» во время проведения выставки «Графические объекты». В экспозиции соединились скульптура, ее графическое развитие и медиа-игра.

Боремир Бахарев

Первый раз я увидела «Black box» на выставке Модулор, наверное, лет десять назад. Не знаю как сказать, чтобы это не было пошлым или штампом, но он произвел на меня сильное впечатление… и возникло желание узнать: кто сделал это. Захотелось познакомиться с автором лично, но я не решилась, хотя мы были тогда уже в одной секции…, а настоящая возможность представилась мне только сейчас.

Александра Траубе берет интервью у Боремира Бахарева

Боремир, тогда, на биеннале «Модулор», было первое представление «Black box»?

Да, этот проект делался для выставки «Модулор», – не специально, но это была одна из  публичных площадок, на которой планировалось его выставить. Во-первых, «Модулор» является международной выставкой, во-вторых,  в жюри были профессионалы в области дизайна, а их оценка всегда интересна.

Для меня не было удивлением, что это была наивысшая оценка.

Там были сразу две номинации: золотой диплом в арт-дизайне и гран-при.

Ты выставлял после этого проект где-то еще?

Думаю, не выставлял, а посылал на различные конкурсы, но ответа не получил. Было желание продвинуть проект, но я сделал несколько попыток и прекратил. Процесс все равно идет и… получается, что он никогда не может быть законченным, все время что-то происходит.  К тому «Модулору» был сделан определенный этап, он прошел и процесс продолжается… 

 «Black box»


Тогда «Black box» был выставлен в определенной, зафиксированной форме и я у себя в голове прокручивала как его можно трансформировать, но возможности попробовать не было.

Нет, такая возможность была. Можно было трогать, и кроме того, это сразу было предусмотрено, потому что, рядом с объектом стоял монитор, на котором показывалась эта презентационная программа. Можно было все посмотреть и понять.

То есть, изначально объект планировался вместе с программой или был сделан без нее?

Нет. Объясняю. Собственно объект – он интересен людям, всегда любопытно посмотреть на сделанную вещь, на изделие в объеме, но практически – это макет, потому что он должен был быть сделан более качественно. Качеством я не очень доволен, но принципиально то, что он все равно говорит об объекте больше, чем видео. И он делался как раз для того, чтобы показать многообразность с разных ракурсов и чтобы была возможность лучше осмыслить этот проект. Программа делалась сразу, потому что в ней как раз и можно виртуально все это посмотреть и понять.

Кто делал программу?

Программа была придумана мной, но вся идея, весь интерфейс делал программист профессиональный, которого я пригласил для участия в проекте.

Стараюсь представить какие положения может принять эта вещь. Речь не столько о материальной форме, сколько о том, что из этого может выйти, родиться. Что появится из черного, скрытого, замкнутого пространства,… где нет света?

Здесь, безусловно, название не случайно, оно тоже продумывалось и было изначально заложено. Да, эта история о черном ящике, что-то у него внутри есть такое, что надо открыть, узнать и тогда ты поймешь какие-то смыслы, которые автор заложил. Но если говорить о том, что должно родиться, то по большому счету это абстрактная структура, которая позволяет создавать абстрактные формы, можно сказать геометрические, поскольку геометрия уже заложена в этот параллелепипед. Она позволяет создавать формы и структуры, она и сама является структурой. Просто это её некие изменения в пространстве – это интересно, если говорить про объем, а не про программу. В программе заложены еще некоторые другие аспекты, которые сейчас, наконец, в этой выставке были проявлены.
  «Black box»

«Black box»

Если говорить про глобальный, философский смысл, что для тебя вышло из него за десять лет?

Дело в том, что на «Модулоре» объект был представлен в какой-то мере, но мне казалось, что он обладает большими возможностями и потенциалом. В последующие годы были идеи как это можно выставить, создавались другие направления развития и они потихоньку реализуются. Делалась визуализация, делалась графика, я пробовал делать объекты со светом и с помощью него, но все эти наработки пока рабочие. На данном этапе они не доведены до того состояния, которое можно экспонировать, хотя здесь я и мог что-то косвенно представить, но решил поскольку, здесь более чистая графика, отложить на потом. То есть идеи развития сделанные за эти годы, не доведены до того, что меня бы устроило.

После «Black box», еще работы состоялись?

Конечно. Параллельно делаются еще проекты, где ставятся профессиональные дизайнерские задачи и большая часть времени уходит на это. Делаю интерьеры, экстерьеры и поскольку нужно находить баланс между временем, которое я трачу на это, поэтому результат пока такой.

Есть работа, которую ты считаешь самой большой, главной, самой-самой?

Мы сейчас немножко забросили «Black box» и перешли в другую сферу. Есть еще работы кроме этого. Делаю по большому счету проектов десять. Не могу сказать, которые важнее. Больше потрачено времени и больше сделано, чтобы презентовать её – да, скорее всего, на эту работу. Все остальные – они больше в начальной стадии находятся. В этом направлении вижу еще десять реинкарнаций развития.

Я просто хочу узнать – это самая значимая для тебя работа или нет?

Не самая значимая, но она имеет значение. Я ее очень долго делаю, она интересная и до сих пор еще вижу, что я могу с ней сделать что-то еще. Не то, чтобы она на стенке или в галерее стоит, а я сейчас занимаюсь другими, нет. Поскольку она в развитии – это интересно! Конечно, много времени было потрачено на нее и в общем-то она оправдала надежды.

Мне хочется вернуться к впечатлению, которое было первым на выставке. Хочется увидеть варианты. Каждый может составить свою конструкцию с помощью программы, да?

Скажем так: составить визуальный ряд, сделать визуальное изображение. Конструкция – она общая, а визуальный ряд – да. Поскольку он меняется, если говорить про программу – то в зависимости от использования заложенных туда инструментов. Источники освещения, которые могут отбрасывать тень, не отбрасывать тень, параметры камеры, цвета, возможности визуализации граней – все это и создает эксклюзивный визуальный ряд конкретно вот этих графических объектов. Идея была в том, поскольку мы выставляемся в «Принткафе», чтобы это было интересно – на такой демократичной площадке люди могут воспользоваться этой программой и сделать что-то на выставке, какое-то изображение потом можно даже распечатать и унести с собой. Это была прямая связь и, вообще, идеология этой выставки тесно связана с местом, поскольку мне была интересна возможность графического развития проекта и здесь такая возможность была предоставлена и получилась эта выставка.

Опять возвращаясь к той выставке… было восхищение и всегда интересно из чего это родилось. Здесь есть нити, они зафиксированы, статичны, но эти нити, как раз показывают связи со средой, с миром, ощущения, которых мне тогда не хватало, чтобы понять, что это сделал какой-то реальный человек и что с ним даже можно познакомиться. Черный квадрат – это икона?

Ну, для кого-то – это икона. Это – не икона, это ступень для образования, для понимания искусства. Икона вообще, что такое икона? Для меня нет священных вещей, особенно в искусстве. Мне кажется можно смотреть, изучать, наблюдать, пользоваться, а не возводить на пьедестал… я не хотел бы, сейчас по крайней мере. Да, есть просто очень хорошие профессионалы во всех направлениях и в разные времена, они всегда есть. Малевич мне кажется тоже профессионалом высокого класса, но все равно хочется делать что-то свое. Значит, наверное, не икона.

Если еще несколько слов про нити, здесь понятно, что есть некий отсыл к авангарду. Вообще, весь «Black box» – это рефлексия по поводу русского авангарда, который как раз и является довольно значимым явлением и мне кажется, что он недооценен, к сожалению, в России. Хотя за рубежом понимают и правильно оценивают то, что принес авангард в культуру и в дизайн в частности. Мне так кажется, что это прямой основоположник в дизайне. И здесь – это некий реверанс по поводу каких-то угловых рельефов Татлина, каких-то работ Лисицкого, Родченко. Даже когда я делал этой проект, изначально, когда его начинаешь делать, сразу думаешь о том, как он может реализоваться и поэтому встает даже помимо эстетики еще функциональный вопрос: как удержать эти плоскости в таком положении… И такое решение сразу же проигрывалось в голове и было осмыслено, что это одна из инсталляций с этим объектом.

Вопрос другой: если он два метра, шесть, десять, то это легко позволяет удержать форму в том положении, которое ты хочешь, потому что изначально идея была в том, что эти плоскости, на которые разбит параллелепипед удерживаются на осях, можно назвать их петлями. Но сейчас реализовать эту идею не удалось, потому что очень тяжело их удержать во всех положениях. Приходится очень большая нагрузка на узлы, которые фиксируются – это очень тяжело, неудобно, долго и не получается, к сожалению, достичь качества. А струны – это один из простейших способов, которым это можно сделать, чтобы, во-первых, немножко отличиться от того, что было раньше и чтобы показать, что можно легко оперировать и такими инструментами.

Еще сделан такой ход для взаимодействия с плоскостью поскольку и нити, и вся история этой выставки графическая. Сделана такая графическая маркировка, которая помогает и объединяет с общей экспозицией, чтобы было правильное восприятие. Это не просто – принесли такую структуру и положили на столе, а она является частью общей концепции выставки. Графика здесь имеет значение. И нити, и маркеры графически необходимы для этой конкретной инсталляции. Уже много говорили откуда вырос этот объект. Конечно да, русский авангард, простейшие минималистические формы. Еще раз говорю, что мало сейчас оценены в искусстве. Все знают русский авангард. Квадрат нарисовали и что теперь больше его не рисовать, что ли? Мне интересно, и хочется найти моменты и эстетические, и концептуальные, чтобы люди тоже пытались что-то в этом понять, посмотреть пусть немножко по-другому.

Ну откуда… еще одна предыстория: у меня есть любимый художник Дональд Джадд, очень известный в свое время и вся эта история, которая связана с минималистическими геометрическими формами, лично для меня началась как бы оттуда тоже. Есть Малевич и Дональд Джадд, американский художник, который работал с простыми геометрическими формами и не является постмодернистом, а его задача сосотояла в том, чтобы после модернизма что-то сделать. Он начал осмысление минималистических форм, минималистических решений, введение цвета в объемы, простейшие совершенно какие-то ящички. И в них какие-то грани раскрашивались цветом. Мне эти объекты доставляют эстетическое удовольствие, кажется, что это очень сильная и концепция, и вообще, идея хорошая. Уже потом смотришь сколько лет то прошло, когда он все это делал, а очень многие вещи в дизайне оттуда тоже.

А желание добавить цвет появилось только в графическом воплощении или когда он создавался?

Да, конечно, еще раз говорю в чем идея: «Black box» должен был быть изначально первым концептуальным объектом. Вообще так и предполагалось, что будет один объект «Black box», поскольку название соответствует. Понятно, что стоит параллелепипед, он раскрывается и появляются в нем, возникают какие-то сущности, трансформации, идеи, которые можно понять, прочесть, наблюдать, взаимодействовать и, конечно, думалось о том, что он может иметь цвет. Создавая эту программу, в ней сразу уже были заложены эти опции и можно было не делая этих объектов десятками, менять цвет, наблюдать, изучать его и смотреть как это эстетически устраивает или нет.

Это больше экономический вопрос. Была бы возможность финансовая сразу сделать десять или двадцать объектов в разных ипостасях, тогда в этом не было бы смысла, тем более, что программа в какой-то мере решала этот вопрос. Получается, что цвет безусловно важен, но линейка не ограничивается цветом, поскольку были и идеи работы с масштабом, объект мог стать очень большим – до десяти-двадцати метров. «Black box» может переродиться в архитектуру, поскольку он напоминает опыт постмодернистов, того же любимого Даниэля Либескинда, прекрасного архитектора. Мне кажется, что он тоже много почерпнул в русском авангарде, тоже яркий оставил след в архитектуре. Есть такое слово деконструктивизм и даже вот этот «Black box» когда из параллелепипеда превращается с помощью программы или вручную в какую-то разломанную структуру – это тоже деконструктивизм. Все эти термины, все эти опыты и приемы – они так или иначе в искусстве совершались, происходили, применялись. Просто это один, как раз из таких опытов, который я делаю в России. Я не знаю делают ли где-то что-то похожее, наверное, делают. Поэтому все работы пропитаны какой-то историей, какими-то именами.

«Black box»

У меня яркий пример деконструктивизма – это ивритский алфавит, где каждая буква имеет в своей основе квадрат, который олицетворяет очень субъективную форму, представляющую человека. Все буквы – трансформация этого квадрата. Каждая форма буквы – это определенное желание человека. Отношения черного, который есть желание, и всего остального белого, который есть – свет. И в этом формировании себя, весь путь человека. Каждая конфигурация буквы – это схема прохождения света. В твоей программе каждый может выстроить свою форму желания. Мне это кажется красивым.

Это близко, поскольку объект, который я начал делать и была возможность протестировать программу с программистом, мне стало понятно, что это очень эффектная история со светом и с тенями. Тогда же было принято принципиальное решение, что этот объект обязательно в каком-то своем направлении будет работающим со светом, поскольку это очень сильно позволяет раскрыть его сущность и эстетический ряд возникает очень красивый. Вот это к вопросу по поводу этих букв. Световая история здесь тоже близка и может поэтому создается такой образ.

У тебя есть желание, чтобы «Black box», был в каком-то определенном месте?

Да, конечно, хотелось бы, но не на Невском проспекте. Вообще тут долгий ответ может быть. Во-первых «Black box» даже не является самоцелью всего проекта. Это проект, который может потом модернизироваться. Это – концепция, которую я изначально задумывал, это как делается сначала концепция, а потом она может развиваться, поэтому это не обязательно, что он будет стоять. Может их сто штук будет стоять рядом и в этом будет идея, или может быть большой, или будет часть его и это будет только визуализированный кусочек на баннере, на фронтоне дома или брандмауэре. Это все «Black box», но просто в какой степени?

Вообще-то интересно и хотелось бы, поскольку эта форма очень современная. Думаю, что это очень тяжело продвинуть, но существует такое направление деятельности. Временные выставки, вот в таком месте, в таком аспекте – это мне кажется интересным, возможным, и я такое направление поддерживаю, поскольку у меня нет амбиций делать вещи, которые должны обязательно навсегда оставаться в одном месте. Во временности есть своя прелесть. Это актуально, демократично, современно как актуальное искусство или стрит-арт. Сделать акцию или перформанс – это тоже интересно, но это не значит, что я бы не хотел, чтобы он где-то встал и остался. То есть рассматриваются разные варианты. Где-то он мог бы и встать, а где-то это не нужно. Можно было бы провести акцию «Black box», на которой было бы всё сделано и показано, а потом спокойно можно было бы его разобрать.

Ты хочешь, чтобы он путешествовал, и чтобы в этом движении была жизнь? В принципе, в его способности к трансформации и заложено это движение как суть жизни.

Да, правильно, совершенно верно. Мне кажется если проект не интересный или мертвый – он не будет развиваться. Значит в этом был какой-то смысл. Поэтому отчасти это может быть движением. Еще мне кажется интересно попробовать в разных направлениях. Может быть он где-то стать архитектурой и остаться навсегда стоять или его фрагмент, а может он будет перемещаться по миру, а может один раз сделали и разобрали и куда-нибудь перемещается. Все возможно.

Я вижу сейчас, что было бы интересно сделать медиа-проект с видео-эффектами. Это очень красивая история, надо просто это делать. Единственное, я не очень разбираюсь в технологиях. Надо привлекать специалистов разных областей, бюджеты, тогда это может развиться. Если говорить про медиа развитие, интересно было бы посмотреть как этот проект мог бы работать с музыкой.

Есть еще направление, которое хотелось бы освоить – это проектирование светильника. Поскольку сейчас технологии очень стремительно развиваются, я вижу, что это мог бы быть очень даже хороший светильник, у которого все плоскости становятся из черного белыми и являются неким антиподом, становятся светящимися элементом.

Сейчас мы ведем переговоры с кафедрами средового и графического дизайна в Академии. «Black box» мог бы стать инструментом в обучении. Может быть и получится сделать так, чтобы в эту историю мы смогли вдохнть больше жизни и она не находилась бы взаперти на одной выставке, хоть и рядом с академией дизайна. И если студенты попробуют и смогут чего-то добиться в этом направлении – эта история, как мне кажется, станет еще более интересной. «Black box» сможет принести еще более широкий спектр развития. Надеюсь, это действительно произойдет!

Боремир, спасибо! Желаю удачи! Хочется увидеть форму, которая несет свет!

Беседовала Александра Траубе.
Фото: © Александр Трофимов. 2016

Боремир Бахарев

Родился в  1967 г. в Ленинграде
1988-1990 Ленинградское реставрационное училище.
1992-1998 СПб Государственная Художественно-Промышленная Академия (ЛВХПУ им. В.И. Мухиной). Факультет: Средовой дизайн.
1997-1998 Стажировка в Высшей Художественной школе «Berlin-Weissensee».

Член союза дизайнеров России с 1999 г.
Член союза художников России с 2001 г.
 
1997 – Золотой диплом в номинации «Средовой дизайн». Выставка-конкурс «Лучший дизайн года», Санкт-Петербург.
2000 – Диплом лауреата Российской национальной премии «Виктория». Лучшая работа в номинации «Арт-дизайн». Национальный конкурс дизайна, Москва.
2001 – Модулор 2001..Гран-при. «Лучший проект года».
2001 – Модулор 2001. Бронзовый диплом. (арт-дизайн)
2003 – Модулор 2003. Бронзовый  диплом. (арт-дизайн)
2005 – Модулор  2005. Гран-при.(арт-дизайн)
2009 – Модулор 2009. Золотой диплом.(арт-дизайн)
2009 – Модулор 2009. Гран-при.

Сфера деятельности – архитектура, дизайн, дизайн выставок, интерьеров, театральные шоу, сценография, арт-объекты,мастер-классы.

Концепция выставки
Фоторепортаж с открытия