Шинуазри. Как вдохновиться историческим стилем, не уходя в реплику

Представляем рассказ Екатерины Куклиной из секции «Дизайн моды» Санкт-Петербургского Союза дизайнеров о создании коллекции «Шинуазри».

Создание работ под впечатлением ушедших эпох — довольно распространенный прием творчества. На мой взгляд, один из самых сложных, поскольку всегда есть опасность создать очередную «реплику», а так и не прийти к «современному». А задача дизайнера — прежде всего создание объекта, отвечающего запросам сегодняшнего дня.

«Мы должны брать из прошлого огонь, а не пепел».
Жан Жорес

Для меня главная задача в создании изделий на этнической идейной базе — найти этот самый огонь и дать ему гореть в предметной среде современности. Эту же задачу мы преследовали с коллегой — дизайнером одежды Минцзы Чжан при создании нашей коллекции «Шинуазри», в которой я занималась разработкой обуви. Кроме этого, мы сразу обозначили, что это будет небольшая коллекция, предназначенная для парадных выходов персон с яркой индивидуальностью, с нотой театральности. Мы условились добавить красок ориентализма в повседневность и ни в чем себя не ограничивать. Так начался наш путь.

В начале мы искали: китайская культура, как и любая другая, невероятно богата,  интересна и самобытна. Обратившись к традиционному костюму, мы погружались в его историю разных династий, поражались глубиной философии и сложностью процесса создания одежды. В долгом пути мы остановились на одном из самых интересных артефактах —  маньчжурской династии Цин — Императорском Халате «Лунпао».

Императорский парадный халат «Лунпао», или «драконий халат» («long» — дракон, «pao» — платье, одеяние, халат), всегда создавался строго по канонам. Одеяние императора выражало собой режим и систему правления династии, все в нем имело глубочайшее значение: цвет, фасон, вышивка и символы. Основная идея передавала традиционные китайские верования о единстве трех мировых начал: Неба, Земли и Человека (Императора). Фантастический драконий орнамент, который мы  выбрали для коллекции, воплощал могущество и силу, символизировал императорскую власть.

Одеяние императора

В Древнем Китае изображение дракона в парадных одеждах было точно  регламентировано, например, иметь девять изображений в одеянии мог только император, причем пять из них должны были быть видны с каждой стороны, т. к. число «пять» было символом императорской власти. Оно присутствовало в разных элементах, в том же «лунпао» применялось изображение дракона с пятью когтями на лапах. Такие изображения дозволялось носить, кроме императора, только принцам первого и второго рангов, в то время, как  принцам третьего и четвертого ранга,  было разрешено использовать только изображения с четырьмя когтями.

Философия средневековья и в целом картина мира, которую выстраивали тогда в Китае, поражает продуманностью и регламентированностью. Иерархия выстраивалась во всем и, не смотря на это, изделия, создаваемые в ту эпоху, были невероятно чувственными и оригинальными. Впечатлило это не только нас. Еще в 17 веке в Европе, а в частности во Франции, зародился стиль «Шинуазри».

«Шинуазри» — франц. chinoiserie («китайщина»); кит. термин чжунго — фэн 中國風 (букв. «китайское поветрие/просвещение» / «китайский стиль/дух»). В широком смысле понятие «шинуазри» означает «китайское присутствие» в культуре. В его основе лежит многокомпонентный сплав черт, отразивший увлечение Запада Китаем и другими «экзотическими» культурами (японской, индийской, ближневосточной).

Кукольный домик с интерьерами
Кукольный домик с интерьерами 1730-х годов в стиле шинуазри. Считается, что большую часть мебели для домика сделал легендарный Томас Чиппендейл, а камины были скопированы из книги Джеймса Гиббса «Книга об архитектуре» 1728 года.
Конечно, мотивы «шинуазри» используют сегодня не так безудержно, как во времена Людовика XIV, но китайский след по-прежнему можно найти в самых модных европейских коллекциях. И мы, в свою очередь, создавая коллекцию по мотивам культуры Древнего Китая и сохраняя при этом европейские конструкции изделий, также присоединились к стилю «шинуазри» и назвали так коллекцию.

Обращаясь к  китайской культуре в современных изделиях, канонично используют утонченную орнаментику и яркие колористические решения. В «Шинуазри» я намеренно усиливаю влияние орнамента, включая его и в конструкцию обуви. Моей задачей в коллекции было создание современных моделей обуви с ярко-выраженной этнической направленностью посредством композиции элементов и комбинирования материалов. Представленные модели очень отличаются друг от друга, но объединены вниманием к образу и символу китайского дракона.

Основа развития коллекции — изменение пропорций стилевого влияния востока и запада в каждой паре: от легкой ноты в контурах деталей классических мужских туфель до совмещения европейской конструкции ботинка с традиционным китайским вкладным носком и деформации деталей в линии орнамента.

Модель классических мужских туфель «Оксфорд»
Фото: © Владимир Симонов 2016
Модель классических мужских туфель «оксфорд» обогащена ненавязчивыми линиями китайского орнамента, которые подчеркиваются сочетанием кож с разным видом отделки, причем, один из материалов имитирует чешуйчатую фактуру дракона.

Мужские ботинки
Фото: © Владимир Симонов 2016
Вторая модель — мужские ботинки, у которых также классическая, на первый взгляд, конструкция дополняется элементами «китайщины». Вместо языка в ботинках — текстильное богато украшенное голенище, которое поддерживается линиями орнамента хояньвэнь (языки пламени).

Женские ботфорты-ботильоны
Фото: © Владимир Симонов 2016
Женские ботфорты-ботильоны созданы с использованием уже упомянутого драконьего орнамента, который представлен на голенищах обуви в принтах на атласе. Появление в коллекции «разборной» модели обусловлено утилитарностью: ботфорты — парадный эпатажный вариант, а ботильоны менее эпатажны, зато более повседневны.

Композиционная основа ботфорт — развитие элемента хояньвэнь в орнаментальное полотно с насыщенным цветом и контрастом фактур. В итоге коллекция вышла насыщенной, вычурной и достаточно театральной. Создавая коллекцию, я думала о том, что всегда волнует меня при создании изделий: что я хочу показать миру и зачем? Можно часами говорить о важности этнической идентификации, о богатствах мировых культур и значении знания истории для создания лучшего будущего.

Эта коллекция создавалась для того чтобы взбодрить серость будней с помощью «языков пламени» и «драконов». Мне хочется жить в мире, в котором люди рады показать свою индивидуальность. Читая о культуре одежды в Древнем Китае, я понимала, как тяжело было жить людям, и тем не менее они создавали невероятные вещи. Нельзя сказать, что нам живется легче, но возможностей у нас гораздо больше, мы не связаны сословиями и можем быть кем угодно. Вот например, наша коллекция позволит обычным современным людям побыть императорами и императрицами не в исторических постановках, а в реальной жизни.

Коллекция «Шинуазри»
Фото: Ван Чаоци
Екатерина Куклина.
Окончила Спб ГУТД в 2015 году. В 2016 работала дизайнером в Afour Custom Footwear. В настоящее время занимается разработкой независимых проектов совместно с Кафедрой светового дизайна ИТМО и работает над линией обуви и аксессуаров в этническом стиле «Шубуун». Член секции «Дизайн моды» Санкт-Петербургского Союза дизайнеров с 2016 года.