Создание работ под впечатлением ушедших эпох — довольно распространенный прием творчества. На мой взгляд, один из самых сложных, поскольку всегда есть опасность создать очередную «реплику», а так и не прийти к «современному». А задача дизайнера — прежде всего создание объекта, отвечающего запросам сегодняшнего дня.
Для меня главная задача в создании изделий на этнической идейной базе — найти этот самый огонь и дать ему гореть в предметной среде современности. Эту же задачу мы преследовали с коллегой — дизайнером одежды Минцзы Чжан при создании нашей коллекции «Шинуазри», в которой я занималась разработкой обуви. Кроме этого, мы сразу обозначили, что это будет небольшая коллекция, предназначенная для парадных выходов персон с яркой индивидуальностью, с нотой театральности. Мы условились добавить красок ориентализма в повседневность и ни в чем себя не ограничивать. Так начался наш путь.
В начале мы искали: китайская культура, как и любая другая, невероятно богата, интересна и самобытна. Обратившись к традиционному костюму, мы погружались в его историю разных династий, поражались глубиной философии и сложностью процесса создания одежды. В долгом пути мы остановились на одном из самых интересных артефактах — маньчжурской династии Цин — Императорском Халате «Лунпао».
Императорский парадный халат «Лунпао», или «драконий халат» («long» — дракон, «pao» — платье, одеяние, халат), всегда создавался строго по канонам. Одеяние императора выражало собой режим и систему правления династии, все в нем имело глубочайшее значение: цвет, фасон, вышивка и символы. Основная идея передавала традиционные китайские верования о единстве трех мировых начал: Неба, Земли и Человека (Императора). Фантастический драконий орнамент, который мы выбрали для коллекции, воплощал могущество и силу, символизировал императорскую власть.В Древнем Китае изображение дракона в парадных одеждах было точно регламентировано, например, иметь девять изображений в одеянии мог только император, причем пять из них должны были быть видны с каждой стороны, т. к. число «пять» было символом императорской власти. Оно присутствовало в разных элементах, в том же «лунпао» применялось изображение дракона с пятью когтями на лапах. Такие изображения дозволялось носить, кроме императора, только принцам первого и второго рангов, в то время, как принцам третьего и четвертого ранга, было разрешено использовать только изображения с четырьмя когтями.
Философия средневековья и в целом картина мира, которую выстраивали тогда в Китае, поражает продуманностью и регламентированностью. Иерархия выстраивалась во всем и, не смотря на это, изделия, создаваемые в ту эпоху, были невероятно чувственными и оригинальными. Впечатлило это не только нас. Еще в 17 веке в Европе, а в частности во Франции, зародился стиль «Шинуазри».
«Шинуазри» — франц. chinoiserie («китайщина»); кит. термин чжунго — фэн 中國風 (букв. «китайское поветрие/просвещение» / «китайский стиль/дух»). В широком смысле понятие «шинуазри» означает «китайское присутствие» в культуре. В его основе лежит многокомпонентный сплав черт, отразивший увлечение Запада Китаем и другими «экзотическими» культурами (японской, индийской, ближневосточной).Эта коллекция создавалась для того чтобы взбодрить серость будней с помощью «языков пламени» и «драконов». Мне хочется жить в мире, в котором люди рады показать свою индивидуальность. Читая о культуре одежды в Древнем Китае, я понимала, как тяжело было жить людям, и тем не менее они создавали невероятные вещи. Нельзя сказать, что нам живется легче, но возможностей у нас гораздо больше, мы не связаны сословиями и можем быть кем угодно. Вот например, наша коллекция позволит обычным современным людям побыть императорами и императрицами не в исторических постановках, а в реальной жизни.