Повышение качества озеленения общественных пространств

Повышение качества озеленения общественных пространств помогает решению глобальных экосистемных задач с восстановлением условий для флоры и фауны, а влияние живой природы в мегаполисе на здоровье людей подтверждено научными исследованиями.


alexandra_traube-4057.jpg
По данным голосований жителей в рамках программы ФКГС (Формирование комфортной городской среды, — прим. ред.) я обратила внимание, что на первом месте по запросам в проектах общественных пространств оказывается озеленение. И это совпадает с повышением интереса в научном сообществе, а также с вектором внимания, которое уделяет теме водно-зеленого каркаса Минстрой РФ и администрации крупных городов нашей страны в последние два-три года.

Тема не нова, но удивительным образом запросы населения и актуализация со стороны научного сообщества сегодня совпадает, как и понимание того, что при более детальном погружении в проблематику организации зеленых насаждений в городе множество вопросов по озеленению, почвоведению, нормам посадки, поддержанию и обслуживанию нуждаются в пересмотре с советских времен.

alexandra_traube-4005.jpg

Такие объекты как Модульный липовый сад напротив Мариинского дворца только подогревают интерес со стороны общества и СМИ к подобной тематике, и это удивительным образом способствует развитию этого направления в целом. Особенностью является необходимость проработки проектов от уровня градостроительного мышления до точного дендрологического состава и учета широкого спектра факторов, влияющих на жизнь экосистемной цепи, частью которой являются растения. Не все растения могут существовать рядом, более того – если целью является восстановление природного равновесия, то анализу и реконструкции должны подвергаться целые группы растений, формирующие биотопы, которые в свою очередь связаны со сложными процессами в почвах, воде, воздухе, обусловлены симбиозами между различными видами флоры и фауны, а также грибами и мхами и другими компонентами.

Соответственно, таких специалистов надо специально взращивать по новым учебным планам, например, по направлению «ландшафтная архитектура», взаимоувязывая компетенции архитектурного проектирования с комплексной подачей знаний из других специальностей и трудоустраивая подобные ценные кадры для решения городских задач.

Сложности при реализации также связаны с разрушением самой системы питомников растений — определенная положительная динамика есть, нагрузку от которой берут на себя частные инвесторы и бизнес, но столько нюансов связано с процессом выращивания, пересадки и обработки одного крупномера, что отечественные питомники так и не могут составить конкуренцию европейским, если речь идет о статусных ландшафтных объектах. Цена одного дерева-крупномера с транспортировкой может приближаться в таких историях к цене отечественного автомобиля.

alexandra_traube-3999.jpg

При этом архитекторы и подрядчики, решая серьезные экологические задачи, имеют дело с живым материалом и для реального проектирования, строительства и преодоления административных барьеров должны находиться в диалоге со специалистами разных областей, что предполагает работу в команде — а это уникальный навык, требующий профессиональной и психологической подготовки и определенного уровня личностной зрелости, а также комфортных условий работы.

В этом смысле важно отметить, что биосфера, частью которой являются зеленые насаждения, открыта для любого внешнего и внутреннего воздействия живет по принципу безранговости и безразмерности и не знает административного деления — для принятия этого современного мировоззрения нужен определенный тип мышления и уровень компетентности специалистов, принимающих решения. Многие города в России за последние годы позволили себе закрепить стратегии по развитию водно-зеленого каркаса на законодательном уровне, демонстрируя прогрессивный подход. Важно, что сегодня специалисты области IT-технологий вносят значительный вклад, так как цифровизация позволяет отслеживать состояние каждого дерева через систему мониторинга и работающие платформы в отдельных городах проливают свет на реальное состояние газонов, деревьев и кустарников, облегчая задачи проектировщикам, управленцам и жителям.

Для Санкт-Петербурга процесс движется медленно — некоторые цифры как-то констатируют нехватку квадратных метров зеленых насаждений на одного жителя, но эти цифры не отражают качества и объемов зеленой кубатуры фитомассы, влияющей на экологию города и здоровье граждан, а также протекание сложных процессов, определяющих состояние флоры и фауны. Для этого требуется 3D-модель. Модель должна содержать сведения об инвентаризации объектов, входящих в городскую систему: зелёных насаждений, строений, транспортной сети, рельефа, свойства почв и т.д. При этом часто в городе большая часть зелени помимо муниципальной — никем не контролируемые дикие зелёные насаждения, которые имеют огромное влияние на ситуацию в мегаполисе.

Если разбираться, то история водно-зеленого каркаса имеет исторические предпосылки в России — проекты городов-садов проектировались еще более ста лет назад, а традиции дворцово-парковых ансамблей стали эталоном ландшафтного искусства. Периоды либерализации и реформ общественной жизни закономерно отмечались созданием объектов, транслирующих новые культурные ценности или прогрессивные формы досуга рядом с водой и в окружении деревьев, и в последствии ставших звеньями зеленого каркаса Санкт-Петербурга — например, Александровский парк и парк Культуры и отдыха им. С.М. Кирова.

Зеленый каркас выполняет различные функции — рекреационную, оздоровительную, по регулированию климата. В настоящее время его часто и обоснованно объединяют в единую систему с реками и озерами, называя водно-зеленым. Также есть значительное количество формулировок, связанных с этим понятием — зеленая инфраструктура, рекреационно-экологический каркас, природный каркас, каркас биоразнообразия…

На международном уровне знаковым для темы водно-зеленого каркаса является принятие Концепции устойчивого развития ООН еще в 1980-е. За последние годы много законотворческой работы проведено для развития концепции устойчивого развития РФ, но действующих документов и законов все равно недостаточно, чтобы сдвинуть процесс в Петербурге. Градостроительный регламент не выделяет специального значения зеленой инфраструктуре, относя ее к части социальной. Закон о зеленых насаждениях лишь остановил процесс уничтожения ЗНОП (зеленые насаждения общего пользования, — прим. ред.) в городе, сильно не влияя на само качество и состояние. А ведь только при понимании того, что работая с озеленением, мы имеем дело с зеленой многоярусной конструкцией, которая при соблюдении определенного «конструктивного решения» может полноценно выполнять свои функции, такие как: выделение кислорода, формирование условий для комфортного микроклимата людей и жизни птиц, насекомых, мелкопозвоночных животных в городе, защита от пыли, газа, шума, снижение стресса — мы можем что-то изменить в лучшую сторону на поколения вперед.

alexandra_traube-4000.jpg

Липовый сад, возникший ко Дню города у Законодательного собрания и продемонстрировавший, как может унылый асфальт превратиться в зеленый оазис около Мариинского дворца, в этом сезоне обещают пересадить на набережные, в сады и парки города. Объект является модульным, а значит в нашем климате — временным по определению. К сожалению, пока конкретика по будущей судьбе деревьев и кустарников отсутствует, а ведь каждое растение в нем — тема для отдельного обсуждения. Например, туи различных форм и сортов в дорогостоящих кашпо и вазонах в сочетании с многолетними и однолетними цветами, формованные липы и клены, кусты самшита вечнозеленого, лапчатки, рододендрона гибридного и розы сортовой нуждаются в различных по составу почвах и режимах инсоляции, условиях поддержания для развития и ухода в зимнее время. Потрясающий эффект, вызывающий восторг граждан и внимание СМИ, можно было бы увековечить, например, на территории Александровского парка вдоль Кронверского протока, который по замыслу концепции-победителя конкурса Правительства СПБ в 2017 году должен получить полноценную набережную с видом на Петропавловскую крепость. Парк и его зеленые насаждения много лет ждут нового этапа восстановления, но чтобы пристроить все растения грамотно в городскую среду, нужен отдельный проект озеленения и заботливые руки садоводов-озеленителей, ведь материал живой и достаточно капризный с точки зрения технологии и времени пересадки.

Возможно, Липовый сад у Законодательного Собрания, который обошелся бюджету более 150 миллионов рублей — это не только подарок городу и источник приятных эмоций жителей и гостей, но и первый эффектный шаг к развитию целого направления, связанного с водно-зеленым каркасом, который так нужен городу, ведь появление подобных садов надолго, а не на один сезон — во многом результат активной позиции горожан, заинтересованных в новых озелененных точках притяжения и увеличению живой природы в городе.

Текст: © Данилова Светлана Борисовна. 2023
Архитектор, Доцент кафедры «Архитектура и дизайн» СевГУ,
член экспертного Совета по комфортной среде Минстроя РФ,
член Санкт-Петербургского Союза дизайнеров.

Фото: © Александра Траубе. 2023