Петербургские ювелирные творцы
31 января мы празднуем день ювелира. Несомненно причастными к этому празднику можно считать и собственно ювелиров-мастеров, исполнителей, и художников-ювелиров, создающих уникальные, единичные произведения искусства, и дизайнеров, разрабатывающих проекты для массового производства, и технологов, адаптирующих дизайнерский полет мысли к производственным технологиям и циклам и еще множество других специалистов. История ювелирного искусства насчитывает чуть ли не 150 тысяч лет, ювелирный дизайн, несомненно, значительно моложе, хотя порой грань между ними столь тонка, что сами творцы, создатели украшений не могут ее четко провести.
Давайте сегодня не будем проводить границы между искусством и дизайном, а просто поговорим о петербургских ювелирных творцах — прошлого и настоящего.
Столичная Петербургская ювелирная школа издавна имела ярко выраженный европейский вкус, что, несомненно, предопределялось тем, что самые именитые представители ювелирного сообщества, как и многие специалисты в иных отраслях, имели европейское происхождение. Тут нельзя не вспомнить имя
Иеремии Позье — придворного ювелира, выполнившего знаковый заказ — Большую императорскую корону, созданную для коронации Екатерины II в 1762 году. Линейку поставщиков императорского двора и придворных ювелиров продолжают и
братья Грачевы, и компания «Болин и Ян», предприятие ювелира финского происхождения Александра Тилландера и, конечно же, Дом Фаберже, прославленного Карла Фаберже, чье имя фактически стало нарицательным. Что объединяет эти знаменитые в ювелирном мире имена? Следование передовым для своего времени художественным идеям и концепциям и, конечно же, использование передовых технологий. Кроме того, не стоит забывать, что за названными компаниями, работавшими в XIX – XX веках — стоят многие талантливые мастера с художественным образованием, полученным, в том числе, в Центральном училище технического рисования барона Штиглица, основанного в 1876 году. Такой подход — разделение труда, привлечение к созданию проектов профессиональных художников, размещение заказов на смежных производствах, ознаменовал переход от ремесленности к промышленному производству в этой очень традиционной и даже ортодоксальной области художественной деятельности.
Автор: Альма Пиль. 1912
И именно в сокровенных глубинах Дома Фаберже мы находим прекрасный пример дизайнерской ювелирной мысли — коллекцию «Морозные узоры»
Альмы Пиль. Альма Пиль являет собой единение двух систем — ремесленной, передающей знания от отца к сыну, от мастера к ученику (её мать происходила из ювелирной семьи мастеров Фаберже Хольмстрёмов) и дизайнерской, предполагающей профессиональное образование и широкий художественный кругозор (окончила ЦУТР). По заказу компании Нобель ею были разработаны 40 проектов украшений, объединенных единым мотивом — изображением ледяных узоров. В номенклатуру коллекции, предназначенной для подарков деловым партнерам (а точнее, их супругам), входили, в основном, броши и подвески, а также браслеты, серьги, ожерелья, брелоки. Для самого Нобеля были сделаны и колье-браслет и пасхальное яйцо «Ледяное» с сюрпризом — часами внутри. Тот же морозный мотив можно увидеть и в «Зимнем» императорском пасхальном яйце юбилейного для династии 1913 года, созданном для Марии Федоровны.
Однако наступивший 1917 год изменил российский мир — и не только ювелирный. Крупные предприятия были ликвидированы, производство мельчало, стало артельным. Государство всё сильнее ужесточало контроль над работой с драгоценными материалами, что вылилось в государственную монополию. Проекты изделий для производства на территории СССР разрабатывались НИИ Ювелирпром. А частным образом, зачастую под угрозой уголовного преследования, работали множество частных мастеров. Какое-то время создание ювелирных изделий было исключено из художественного поля. В качестве примера можно привести жаркие дебаты о том, можно ли украшения считать произведением искусства при приеме в члены Союза Художников Юты Йоханесовны Паас-Александровой в 1953 году.
Автор: Владимир Долбин «Согласие» 1978, «Карелия» 1977, «Руслан и Людмила» 1977.
Несмотря на то, что уже с 1950-х годов на ювелирные производства приходят профессиональные художники, такие, как
Юта Паас-Александрова, Вера Поволоцкая, Светлана Березовская, Татьяна Макиевская, разрыв между художественными тенденциями, модой и ювелирной массовой продукцией неизменно увеличивается. Количество художников на производствах ничтожно мало. При этом со временем усиливается параллельное движение — работы советских художников-ювелиров участвуют в международных выставках, получают поощрения и призовые места. Среди художников, помимо перечисленных выше, можно отметить работы
Геннадия и Натальи Быковых, Владимира и Веры Наумовых, Владимира Долбина и других. И, несмотря на прогрессивность и талант этих художников и дизайнеров, их, пожалуй, можно уподобить декабристам в интерпретации Ленина: «Узок их круг. Страшно далеки они от народа». Разрыв между массовым и трендовым становится все глубже. К моменту развала Советского Союза ювелирное производство находилось в глубоком художественном кризисе.
Автор: Геннадий Быков. 1997
Автор: Наталья Быкова. 1992
1990-е годы принесли не только расцвет предпринимательской деятельности и открытие массы мелких и средних производств, свободную конкуренцию, но и понимание, что дизайн — это конкурентное преимущество. А кроме того, открытие границ показало мировые достижения в области ювелирного дизайна и искусства. Важным стало и то, что были упрощены механизмы взаимодействия художников-ювелиров с пробирным надзором, официально допустив широкий круг художников к работе с драгоценными материалами. Появился целый круг профессиональных выставок и конкурсов: JUNWEX, «Мир камня», «Сокровища Петербурга», «Образ и форма». Однако, несмотря на многочисленные экономические и социальные трудности, 1990-е и 2000-е годы можно назвать временем возрожденных ювелирных надежд. И открытием имен — как старых, так и классических, закрытых от нас на многие годы.
Прошли большие, резонансные выставки Фаберже, Cartie и другие. Это, конечно же, вызвало большую волну подражательств к классическому ювелирному искусству как у отдельных мастеров, так и в создании концепций новых ювелирных компаний, например, таких, как «Ананов» и «Помельников». Но художники, дизайнеры хотели идти дальше. Интересна созданная в те годы коллекция украшений Веры Георгиевны Поволоцкой для компании «Россильвер» — созданные в технике гальванопластики крупные, объемные украшения читались как абстрактные скульптуры; созданный при Фонде искусства Фаберже Клуб молодых ювелиров собрал целый пул талантливой молодежи, которая до сих, уже став зрелыми художниками и мастерами, играет значимую роль в ювелирной и художественной жизни Петербурга. Здесь хочется упомянуть таких авторов, как
Евгения Кривошеева (Добровольна), Игорь Малкиель, Анна Терещенкова, Олег Тихомиров, Татьяна и Наталья Тарасовы, Николай Семенов, Антон Волков и других.
Автор: Олег Тихомиров.
Про способы взаимодействия работы художника и дизайнера в ювелирной промышленности интересно рассказывают
Наталья и Татьяна Тарасовы. (Наталья и Татьяна — из ювелирной семьи. Мастерству учились в ювелирном колледже и у своего отца. Много лет возглавляют компанию «Невский Т», для которой создают модели украшений для серийного производства. Как ювелирные художники и дизайнеры добились российского и международного признания. Члены Санкт-Петербургского Союза художников, участники, победители и лауреаты более 100 ювелирных выставок и конкурсов).
Авторы: Наталья и Татьяна Тарасовы.
«Создание художественных работ для нас — это и отдых от работы на массовку, и способ выразить, кристаллизовать идею, которую потом можно привнести в серийный дизайн. Способ попробовать работать с новыми, интересными материалами, уйти в пластику, полнее выразить образ. Очень забавно наблюдать, как меняется отношение к авторскому ювелирному искусству. Если в 1990-е годы нас ругали за использование нетрадиционных материалов, иногда за презрение к «носибельности» и практичности, то сейчас говорят, что мы слишком аккуратно, ювелирно работаем, много внимания к сделанности. Правда, это не мешает нашему успеху — призы за свои работы мы, как получали в 90-е, так и получаем сейчас — и в России, и в Италии, в Польше и Китае. Это приятно. А критиковать всегда найдется за что — было бы желание у критикующих».
Автор: Анна Терещенкова.
Автор: Юрий Былков.
Сейчас ситуация в ювелирном дизайне, искусстве и производстве претерпевает изменения. Как говорится в новогоднем послании: «Это был непростой год». В последние годы происходит ужесточение форм государственной отчетности, что касается и производителей, и авторов-исполнителей, в пользу крупных производителей были изменены нормы льготного налогооблажения и отчетности для малых предприятий в ювелирной области. А именно небольшие предприятия с особым вниманием относятся к тому, чтобы отличаться от других производителей: концепцией, дизайном. В результате это, несомненно, приведет к массовому их закрытию и уходу части авторов и компаний в теневую зону экономики. Выдержит ли наш ювелирный художественный и дизайнерский мир новые ограничения — покажет время.
Авторы: Яся Цебрук и Олег Ткачук. 2021
Уже сейчас некоторые художники и дизайнеры переходят на недрагоценные сплава металлов, начинают работать с нетрадиционными, материалами. Интересны работы
Юрия Былкова с пластиком, титаном, медью, латунью, сталью, смолами и другими «нетипичными» драгоценностями, с титаном же работают дизайнеры
Яся Цебрук и Олег Ткачук, с древесиной —
Цагана Бадаева, Ирина Латкина. Ярким международным проектом последнего десятилетия стал «GOODWOOD», куратором которого выступает художник-ювелир
Анна Терещенкова. Он показывает невероятные ювелирные возможности дерева, этого древнего и современного материала. Так что, есть интересные перспективы. Будем наблюдать.
Текст: © Наталья Корогодова, 2023