В гармонии с красным
Посетителей Российского этнографического музея этим летом ожидало сразу несколько выставочных проектов, знакомящих с культурой востока.
Это, конечно же, – масштабная выставка «Катар между морем и пустыней. Искусство и наследие», доступная публике с начала этого лета, а также открывшиеся ранее временная экспозиция азербайджанских ковров из фондов музея – «Вплетая нить судьбы в ковер... » и выставка «Шелковая тема», созданная в рамках цикла «Прогулки по кавказскому городу». 23 июля 2021 года в Санкт-Петербурге в Российском Этнографическом состоялось открытие еще одного выставочного проекта, связанного с восточным культурным наследием – «В гармонии с красным: туркмены».
Экспозиция выставки «В гармонии с красным: туркмены». Российский Этнографический музей. Санкт-Петербург
Авторы и создатели этой выставки собрали в экспозиции предметы ювелирного искусства, детали национального костюма и целые комплексы национальных одеяний, ковры и предметы быта красного цвета, или те, где красный – играет ключевую роль в восприятии предмета. Тексты, сопровождающие выставку, сообщают, что в предметном мире жителей Туркменистана красный цвет на протяжении столетий был неотъемлемой частью привычной картины мира. Он преобладает в мужском, женском и детском костюме, в декоре ювелирных изделий, в узорах знаменитых туркменских ковров, в убранстве интерьера, а также в отделке конской и верблюжьей упряжи. Любовь к красному цвету мастеров и заказчиков не ограничивалась только одним желанием «украсить» предмет. С древних времен красный – в культуре народов Средиземноморья и Востока имел сакральный статус и функции талисмана-оберега. Он ассоциировался с солнцем, дарующим жизнь, его светом, отгоняющим темные силы, с горячей кровью, текущей в жилах живых существ. Красным украшали предметы повседневного обихода, придавая им яркую нарядность, а также, конечно, отмечали особый статус сакральных вещей, например, покрывая их богатыми и затейливыми орнаментами разных от тонов и оттенков этого цвета.
На выставке из туркменской коллекции Российского этнографического музея представлены изделия из серебра с вставками из красного стекла или сердолика, разнообразные ковры, костюмы, украшенные коралловыми бусинами, или вышивкой, убранство для гужевых животных. Экспозиция делится на несколько тематических разделов. Каждый из них посвящён определенной сфере жизнедеятельности и области народного творчества Туркменистана. Такой прием позволил создателям выставки продемонстрировать особенности культурной жизни туркменского народа, раскрыть все нюансы, связанные с ролью красного цвета, его значением, традициями и практикой использования в быту и искусстве.
Экспозицию открывает рассказ об уникальной технике окрашивания текстиля корнем марены (лат.- rubia tinctorum). Растение культивировали на засоленных почвах, чтобы его урожайность стала достаточной для получения ярко-красного красителя. Опытные туркменские мастера научились получать богатую палитру оттенков – от глубоких темных пурпурно-фиолетовых до ярких алых и светлых бледно-розовых. Таких результатов добивались, добавляя различные протравы. Туркменам были доступны также привозные краски для тканей, которые получали из кошенили (насекомых). Эти красители позволяли получать интенсивные малиновые, вишневые и нежно-розовые тона.
Исторический экскурс и теоретическую часть подкрепляют представленные в экспозиции примеры окрашенных нитей. Здесь зритель видит образцы шелковой пряжи домашнего и кустарного производства, шерсть для войлокования, шерстяные нити для ковровых изделий. Эти образцы создавали в разных частях страны туркмены-текинцы, туркмены-гоклены, туркмены-йомуды.
Женский костюм. Фрагмент. Туркмены-йомуды. Восточное побережье Каспийского моря. Последняя треть XIX в.
Рядом в этом же разделе выставки экспонируются инструменты начала XX века, которые были необходимы для создания разнообразных тканей и работы с ними. Это, например, веретено для шелка, гребень для шерсти, ножниицы. Из сопроводительных текстов зритель узнает, что национальной гордостью своеобразным национальным символом является плотная шелковая ткань, которую в Туркменистане называют «гырмызы кетени». Ее ткут на юге страны. Отличительной особенностью такого материала являются тонкие вертикальные желтые полоски на ярко-краном поле.
Особенно запоминающимся и ярким получился раздел выставки «В гармонии с красным: туркмены», посвященный национальному костюму. Этот выставочный проект подарили публике уникальную возможность познакомиться поближе с миром разнообразных национальных одежд разных представителей туркменского народа. В витринах разместились как отдельные составляющие – головные уборы, вязаные изделия из шерсти, кошели, пояса, украшения и др., так и целые праздничные и повседневные комплекты, куда непременно входят серебряные драгоценности. Женский национальный туркменский костюм отличается от костюмов других народов Средней Азии, как раз, обилием красного цвета и огромным числом металлических украшений.
Практически каждый предмет туркменской народной одежды отмечен красным цветом. Из красной ткани изготавливались сами вещи: платья, халаты, головные уборы и др. Если же это было не так, то красные элементы, например, полосы, нашивались поверх. Сочетание и последовательность полос, нашивок и вставок в костюме строго регламентировалось и было закреплено многовековой традицией. Орнаменты, которые украшали туркменские костюмы также обязательно включали красный цвет. Узоры, характерные для национального текстиля, были частью сложной системы этнических кодов. Они отличаются геометрической четкостью и ритмической строгостью. Авторы выставки отмечают, что композиции и колористическое решение исторических национальных одежд туркменов с точки зрения современного дизайна выглядят эффектно, современно и сегодня не теряют своей актуальности. Это делает настоящую выставку привлекательной для модельеров, дизайнеров и художников по костюмам.
Семья туркменов у юрты. Фотоархив РЭМ
Зритель начинает знакомство с туркменскими одеждами с предметов детского гардероба. Здесь красный цвет выступал в функции оберега. На накидках «эрлек» и «кирлик», не имеющих аналогов в костюме других восточных народов, обязательно помещали элементы красного цвета. Красный цвет должен был отпугивать темные силы и дурных людей от дитя, которое носило наплечные обереги «олпак». У различных племенных групп туркменов девочек и мальчиков одевали в халаты и головные уборы, изготовленные в лоскутной технике. Их украшали красными ромбами, которые должны были защищать от сглаза, отвлекая внимание от детского лица.
В одежде девушек, достигших возраста невесты, появлялись обязательные красные элементы – вышивка по вороту и на груди, вставки по бокам. Так с течением лет в процессе взросления красный цвет в костюме представителей туркменского народа занимал все больше места. Свадебное платье изготавливалось из красной ткани, по которой делалась вышивка цветными нитями на груди и по сторонам от воротника. Здесь могли использоваться разные цвета – синий, зеленый, белый, желтый, но все равно преобладал красный в многообразии своих оттенков. На выставке представлен уникальный образец подобного наряда – полный свадебный костюм туркменки-текинки последней трети XIX в., привезенный из Закаспийской области. Кроме платья этот комплекс включает в себя халат, лицевое покрывало и платок тоже красного цвета, серебряные украшения, инкрустированные красно-коричневыми сердоликами. Как и одежда красного цвета эти ювелирные изделия имели магически-плодородное значение и выступали в роли оберегов и талисманов.
Свадебный костюм. Фрагмент. Туркмены-текинцы. Закаспийскаяая область. Последняя треть XIX в.
Также в экспозиции привлекает внимание костюм «молодухи» – молодой замужней женщины, представительницы туркменов-текинцев. Исследователи отмечают, что именно в одеждах туркменок, недавно вышедших замуж и еще не успевших обзавестись детьми, количество предметов красного цвета достигало своего возможного максимума. Их одежды шили из красной шелковой ткани с узкими желтыми полосками – той самой знаменитой «гырмызы кетени». Молодухам полагалось до рождения ребенка носить множество крупных массивных металлических украшений с сердоликом и красным стеклом. Так на голове молодые женщины носили высокий убор красного цвета, на который спереди нашивался декоративный элемент из серебра с сердоликовыми вставками. В комплекс костюма «молодухи», представленного на выставке, входит головное украшение «эгме» - широкие серебряные пластины с орнаментом, золочением и инкрустациями. Такие носили женщины из богатых туркмено-текинских семей. Другой пример ювелирного изделия, крепившегося к головному убору красного цвета – налобное украшение «сунсуле», распространенное у туркменов-йомутов севера, салоров, сарыков. Такое нарядное украшение состояло из нескольких рядов штампованых пластин, соединенных друг с другом кольцами или цепочками. Сунсуле могли декорировать красным стеклом, сердоликом, и бирюзой. Пример можно увидеть на манекене в женском костюме туркменов-йомудов, созданном в конце XIX в.
Костюм молодухи. Туркмены-текинцы. Ашхабадская область. Последняя треть XIX в.
На выставке «В гармонии с красным: туркмены» зрителя ждет невероятное разнообразие туркменских ювелирных изделий. Такое изобилие украшений в костюме объясняется их защитными функциями, свойствами сочетать возможности талисманов и оберегов. Так цвет и материалы элементов костюма и аксесуаров должны были оградить свою хозяйку от темных сил, злой магии, сглаза. Считалось, что все эти предметы усиливают чудесное воздействие друг друга и притягивают к владелице здоровье, силы, плодовитость, долголетие, счастье и удачу. В нескольких витринах и на манекенах представлены: свадебные нашейные украшения-обручи «буков», застежки халата «чанга» в виде ромба, круглые застежки ворота платья «гульяка», накосные украшения «асык», напоминающие по форме сердце, разнообразные начельные украшения, знаменитые массивные туркменские браслеты и инкрустированные пояса. Кроме уникальных по форме и композиции туркменских национальных ювелирных изделий в экспозиции представлены традиционные для мусульманского искусства Востока цилиндрические подвесы-амулетницы. Они представляют собой горизонтально ориентированные полые цилиндры из металла с крышечками на концах. Внутрь вкладывали охранительные тексты. В арабских странах они называются «тавиз», на Среднем Востоке – «тавиз» или «бозубанд». Такие амулетницы могли носить на цепочке, или подвешивать к ожерелью. Их украшали орнаментами и цветными инкрустациями.
Украшения-амулеты: 6 Туркмены. Закаспийская обл. Мервский у., XIX в. 8 Туркмены-текинцы, туркмены-сарыки. Закаспийская обл. Мервский у., кон. XIX
Конечно ни одна выставка, посвящённая искусству и культурному наследию Туркменистана не может обойти вниманием ковры. Без многообразия ковровых изделий невозможно представить жизнь и быт туркменских народов. В свою очередь туркменский ковер не мыслим без его узнаваемой насыщенной красной гаммы! Знакомство с миром национального коврового искусства авторы выставки предваряют туркменской поговоркой: «Дом там, где расстелен ковер». Сопроводительный текст соответствующего раздела выставки посвящен рассказу о том, сколь много места в жизни и традициях туркменского народа играет ковер. Ведь еще античные источники (Страбон, Плиний Старший) отмечали, что территории, которые сегодня занимает Туркменистан, славятся местными коврами изумительного качества и красоты. И ковроткачество непрерывно развивалось здесь более тысячи лет! Повелители Хорезма, бухарские купцы и тимуридские завоеватели высоко ценили туркменские ковры, ярко блиставшие насыщенными оттенками красного!
С самого рождения туркменов сопровождали ковровые изделия. Из ковра шили люльку для новорожденного. Увидеть ее можно на выставке в первой витрине, которая посвящена значению красного цвета в жизни туркменских младенцев и детей.
Коврами украшали коней и верблюдов, которые шли в свадебном караване, привозившим невесту. Коврами устилали пол юрты и завешивали вход в нее. Ковер обозначал место повседневной трапезы и праздничного пира. Ковер становился покровом усопшего во время проводов в последний путь. Красный – в многообразии своих оттенков, как отмечают авторы выставки, составлял до 75 % палитры туркменского ковра! Некоторые произведения могли сочетать до 15 разных тонов красного.
На выставке, посвященной красному цвету в туркменском искусстве, конечно же, представлены свадебные ковры-попоны для верблюдов – «асмалдык», сбруя и убранство для коня. Средства передвижения XX столетия туркмены тоже оснастили экипировкой из ковров. Так в экспозиции выставки представлены покрышка для седла велосипеда и переметная сума на вело-раму 1930-х годов. Красный и его разнообразные оттенки входят в палитру ковровых изделий, демонстрируемых на выставке.
Попона на верблюда свадебного каравана. Туркмены. Закаспийская обл. Кон XIX в. | Переметная сума для велосипеда. Туркмены-текинцы. Туркменская ССР. 1930-е
Несмотря на распространение Ислама, кочевое население Туркменистана сохранило отголоски древних местных верований. Это сказалось на символике и роли ковров. Так суеверия, способствовавшие развитию декоративно-прикладного искусства региона, имели культурное влияние вплоть до XX в. Народный орнамент с бело-красно-черными элементами надолго сохранил свою обрядовую значимость. Особенно четко это прослеживается в традициях обустройства и убранства юрты. Туркмены-сарыки закрывали вход в жилище занавесью «энси», которые не только защищали от непогоды, но и выполняли роль оберега. Их орнаменты, как полагали в народе, отпугивали всякое зло от жилища. На выставке можно увидеть несколько подобных завес. Также экспозиция знакомит публику с разнообразными примерами полос для обвязывания юрты, которые называются «иоламы». Они являлись одним из свадебных атрибутов. Полоса для юрты опоясывала внутри жилища стык решетки стен и палок купола. В коллекции российского Этнографического музея собраны «иоламы» из Мервского оазиса и Восточного побережья Каспийского моря.
Кроме роскошных ковров с узнаваемым национальным орнаментом в красных тонах, завес и дорожек для юрт, на выставке «В гармонии с красным: туркмены» из коллекции Российского Этнографического музея представлены: «мафрачи» – маленькие мешочки для переноски еды в дороге, «бухча» – мешок в виде конверта для женских личных вещей или Корана, переметные сумы, торбы и кошели.
Многие экспонаты из туркменской коллекции Российского этнографического музея впервые представлены публике. Сотрудники РЭМа уверены, что данный проект привлечет внимание широкого круга зрителей: специалистов в области искусства и этнографии Туркменистана и Средней Азии, представителей творческих профессий – мастеров изобразительных искусств и дизайнеров, а также всех, кто интересуется наследием и культурой восточных стран. Выставка «В гармонии с красным: туркмены» продлится до 23.01.2022
Страница выставки на сайте РЭМ
Текст и фото: © Мария Назарова. 2021
Статьи по теме:
Керамика Средней Азии. Часть первая. Хива
Керамика Средней Азии. Часть вторая. Бухара
Керамика Средней Азии. Часть третья. Самарканд