Воспоминания о будущем. Юбилей С.В. Мирзоян

«В России надо жить долго» – сказал около сотни лет назад один из ярких представителей «серебряного века» Фёдор Сологуб, добавив: «Так долго, чтобы пережить всех мемуаристов». Эта известная фраза вспомнилась мне на выставке, открытой в СПбГХПА им. А.Л. Штиглица к 85-летию Светланы Вагаршаковны Мирзоян, живого классика отечественного промышленного дизайна.


Главный стенд экспозиции, представляющий дизайн-программу модификации микроавтобуса РАФ, разработанную совместно С. Мирзоян и Д. Азриканом в 2019 году
Главный стенд экспозиции представляет дизайн-программу модификации микроавтобуса РАФ, разработанную совместно С. Мирзоян и Д. Азриканом в 2019 году.


Сологуб имел ввиду, конечно, поэзию и литературу, но мы с полным основанием можем отнести его определение к сфере промышленного дизайна, дополнив «мемуаристов» теоретиками, искусствоведами и прочими яркими личностями, уже достаточно долго рассказывающими нам о тотальном отсутствии школы отечественного промдизайна, либо, как минимум, о его абсолютной «вторичности» по отношению к иностранным аналогам. ГАЗ у нас теперь весь исключительно от Форда, «Москвич» весь от Опеля, ВАЗ весь от Фиата, и так далее. При этом со снобистской убеждённостью отрицаются исторические факты и события, объективно и высоко оцениваемые даже за пределами нашей страны. В этой связи стоит вспомнить уникальную плеяду дизайнеров, выпускников первой послевоенной волны Художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной. Пережитая страной чудовищная трагедия к пятидесятым годам была переосмыслена обществом, что в условиях политической и экономической «оттепели» дало уникальные результаты во всех сферах жизни, в том числе в промышленном дизайне, тогда называемом «художественное конструирование». Достаточно упомянуть такие имена, как Марк Васильевич Демидовцев (разработчик моделей автобуса ПАЗ, с 1970 года руководитель отдела дизайна ВАЗа), Лений Иванович Циколенко (ГАЗ; автор дизайна автомобиля «Волга» ГАЗ-24), Валентин Сергеевич Кобылинский (разработчик карьерных самосвалов БелАЗ), Олег Петрович Фролов (разработчик судов на подводных крыльях «Метеор», «Комета» и других, ЦКБ-19 Ростислава Алексеева), Игорь Евгеньевич Серебренников (соавтор ледоколов «Ленин» и «Арктика», первой титановой подлодки К-162 и т.д.), Анатолий Федорович Ковалев (УАЗ; соавтор микроавтобуса УАЗ-450 и грузовика УАЗ-451), Валерий Павлович Сёмушкин (ВАЗ-2121 «НИВА», Chevrolet Niva) и многих, многих других.

Светлана Мирзоян с отцом в молодости. 2. Cборка ходового образца микроавтобуса РАФ1. Светлана Мирзоян с отцом в молодости. 2. Cборка ходового образца микроавтобуса РАФ.

Светлана Вагаршаковна Мирзоян – одна из представителей этой творческой когорты. Она вспоминает, что в годы учёбы ректор ЛВХПУ Яков Николаевич Лукин принимал студентов «поштучно», поэтому их было немного, все хорошо знали друг друга и постоянно общались, даже будучи на разных курсах. После защиты диплома её трудовая карьера в качестве дизайнера стартовала на Рижском заводе РАФ – хотя по трудовой книжке сначала должность звучала как «инженер-конструктор», а, затем, «художник-конструктор». Там, в содружестве с другими специалистами, она создала революционный для того времени дизайн первого в СССР микроавтобуса РАФ, затем был автопоезд РАФ-979 и автобус АППА-4 Рижского завода №85 для аэропортов гражданской авиации, разработанные с группой инженеров отдела перспективных разработок этого завода во главе с главным конструктором Владимиром Фёдоровичем Рентелем (на самом деле он был Вольдемар Теодор де Рантель, происходил из семьи французов, имевших до революции собственный дом у Владимирской площади в Петербурге, и стоял у истоков создания советской авиации). Кстати, вместе с ним была разработана ещё одна фантастическая на тот момент концепция автобуса для аэропортов с подъёмным кузовом, категорически отвергнутая в советском министерстве – а, вскоре, успешно воплощённая в Германии. Так что уже тогда витала в воздухе идея, что «никто ничего передового у нас придумать не может».
      
1. Автопоезд РАФ-979. 2. Концепция автобуса для аэропортов с подъёмным кузовом.1. Автопоезд РАФ-979. 2. Концепция автобуса для аэропортов с подъёмным кузовом.

Всего же за прошедшие с того времени годы ею были спроектированы 160 изделий, более 70-ти из которых внедрены в производство, что огромный процент по любым критериям. Это уже упомянутый микроавтобус РАФ и проекты на его базе, а, также, автопогрузчики, бензозаправщики, автотягачи, автолифты для аэропортов, электропоезда, электротягачи, светильники, термосы, очки солнцезащитные и мотогорнолыжные, изделия для спорта, для ванной комнаты, зеркала бытовые и автомобильные, столовые приборы и другие изделия для предприятий Латвии и бывшего Советского Союза, защищённые 46-ю свидетельствами на промышленный образец.

Микроавтобус РАФ-977
Микроавтобус РАФ-977.

Микроавтобус РАФ. Рекламная графика (1960)

Графика брошюры RAF
Рекламный проспект микроавтобуса РАФ-977.
 

С 1986 года и по настоящее время Светлана Вагаршаковна – преподаватель ЛВХПУ им. В.И. Мухиной, ныне СПбГХПА им. А.Л. Штиглица, профессор кафедры промышленного дизайна, доктор искусствоведения, заслуженный член Санкт-Петербургского Союза дизайнеров с 1987 года и его соучредитель как один из участников первого Съезда, создавшего Союз дизайнеров СССР.

Её педагогические таланты шутливо отметил известный теоретик дизайна Андрей Андреевич Мещанинов, посвятив в 1990-е годы такие строки:

«Ты вся в авангарде родного дизайна,
Который для Запада страшная тайна!

Индастрил любя, конъюнктуру презрев,
Солдат ты готовишь в горячий резерв!

Но только заводы начнут возрожденье,
Отряды твои приведутся в движенье!»

И вот ведь как интересно поворачивается судьба. В 2019 году, совместно с другим выдающимся промышленным дизайнером Дмитрием Азриканом, ею была разработана дизайн-программа модификации микроавтобуса РАФ, опять опирающаяся на прорывную концепцию. Следует отметить, что это весьма показательный пример того, как история развивается по спирали, ничего не оставляя «пылиться в забвении». 

Дмитрий Азрикан – профессор Западно-Мичиганского университета США, кандидат искусствоведения, действительный член Национальной академии дизайна РФ, автор методики дизайн-программирования, основатель и руководитель первой в СССР независимой дизайн-студии, имеющий более ста авторских свидетельств и патентов России и США, работы которого включены в число «десяти главных советских дизайн-решений XX века» по версии журнала Esquire.
 
Дизайн-программа модификации микроавтобуса РАФ, 2019 г. Дизайн-программа модификации микроавтобуса РАФ, 2019 г. 

Его слова, представленные на выставке и касающиеся не только упомянутой дизайн-программы, но и философии сегодняшнего и завтрашнего дня автомобильного дизайна, полностью совпали с моим пониманием ситуации, поэтому не могу не привести их здесь полностью: «Специалисты, работающие в сфере развития автомобильной индустрии, всё более склоняются к концепции замены личного автомобиля на транспортную систему, ядром которой должен стать минивэн (или микроавтобус) в сочетании со службой, подобной сегодняшней системе Uber. В этих обстоятельствах развитие работ по дизайну микроавтобуса выглядит более чем актуальным. Основная задача начального этапа разработки – определение характера, жанра, почерка дизайнерского решения машины. Ясно, что любое направление, базирующееся на актуальных сегодня тенденциях, ко времени начала производства окажется безнадежно устаревшим. Таким образом перед дизайнерами стоит почти невыполнимая задача угадать, что будет завтра. Предыдущий опыт показывает, что будет то, что сегодня кажется странным и неуместным.

Каким можно назвать сегодняшний образ автомобиля? Безусловно хищным, безусловно перенасыщенным деталями, зачастую ложными, как например «выхлопными» отверстиями, из которых ничего не струится и «охлаждающими» воздухозаборниками, воздух из которых ничего не охлаждает. Выражение «лица» нынешних звезд автошоу нельзя назвать иначе, чем злобным. Однако, все более агрессивный оскал убеждает как раз в том, что в ближайшее время наступит стилевой перелом. Предсказать, каким он будет, невозможно. Единственно правильным решением будет использование метода «качелей». В нашем случае – это возврат к спокойному нейтральному характеру формы, приоритетом которой станет не нагромождение функционально ненужных деталей, а, напротив, спокойный лаконизм при необычных, свойственных только многоместному экипажу, приемах общей компоновки. Важнейшим толчком при проектировании должна стать социальная роль этого вида транспорта, а именно отсутствие личности владельца, для которого чрезвычайно важен элемент престижа. Именно этот фактор стал в истории дизайна толчком для многих уродливых излишеств. Достаточно вспомнить американские автомобили 50-60-х годов, непомерной длины, прямоугольных форм с гигантским передним и задним свесами. Сегодня этот же фактор порождает «оскаленные» решетки радиаторов и все уже надоевшее прочее. Тем не менее, дизайн новой серии микроавтобусов должен быть безусловно новым. Приметой общего пластического решения, компоновки, характера линий обводов корпуса и его деталей. Особенности эксплуатации и социальной функции этого вида автомобильной техники ставят перед дизайнерами необычные задачи, но, в то же время, подсказывают необычные решения.

Исходя из сложившейся ситуации мы выбираем невероятно трудно достижимое, но единственно жизнеспособное направление: не пытаться встроиться в рамки существующих тенденций, а наоборот, эти тенденции создать. По крайней мере в этой, несомненно перспективной, нише автомобильной промышленности.
Dmitry Azrikan»

Пожалуй, этим высказыванием признанного классика дизайна можно и закончить историю о том, как посещение одной не очень большой, по сути ретроспективной, выставки способно вывести на глобальное понимание перспектив мирового промышленного дизайна – и на размышления о потенциальном месте в этом процессе отечественной школы, с её давними органичными традициями функционализма и системности. 

Мир меняется на наших глазах, маятник движется в другую сторону, и история не простит нам отсутствия этого понимания. 

Текст: © Сергей Дужников. 2021

line_900_black.jpg

Статьи по теме:

Светлана Мирзоян «38 лет назад...»
Владимир Корольков «Красивая работа»
Сергей Хельмянов. «Лица русского дизайна. Светлана Вагаршаковна Мирзоян»