Трансформация. Книжный формат

Современная реальность поставила человечество в ситуацию тотальной неустойчивости. Ответом на эту ситуацию со стороны contemporary art явилось новое прочтение привычных культурных и художественных систем, к каковым, без сомнения, относится и книга.

Меняется культура, с закономерной неизбежностью изменяются культурные коды, наше понимание понятия «текст» и, как результат, трансформируется книга как носитель этого самого текста.

Выставка «Религия». MIZK gallery. Константин Бенькович. 2019.
Выставка «Религия». MIZK gallery. Константин Бенькович. 2019.

Если посмотреть на опыт трансформации книги и текста в Книге художника, то мы увидим не только следование за культурными изменениями и фиксацию их, но и некий опыт художественного предвосхищения. Четвертая Балтийская биеннале искусства книги ориентирована на Книгу художника как опыт прочтения и интерпретации реальности через трансформацию формы книги в новый интертекстуальный арт-объект и создание некоего симультанного образа современной «Книги книг». При этом принципиальным остаётся свободный выбор художником классического или же современного образа книги.

baltic_book_art_biennale.jpg
«Библиотека Пиноккио». Проект «Мемориальное макетирование». © Пётр Белый. 2008

Балтийская биеннале искусства книги обращается к книге как к опыту художественной интерпретации, основанному на глобальном диалоге многовековой традиции и наиболее актуальных художественных практик, результатом которого становятся новые нарративы.

Love Is Blind. Acrylic on Canvas © Марко Мяэтамм /Marko Maetamm/ Эстония. 2020.
Love Is Blind. Acrylic on Canvas © Марко Мяэтамм / Marko Maetamm / Эстония. 2020. 

Вернувшись к идее метафизической природы книги, закономерно предположить, что подобный, книжный, опыт интерпретации – быть может наиболее оптимальная форма художественного осмысления сегодняшней реальности.  В современном понимании книга это не только конкретный артефакт. Это судьба, процесс, бытование. Книга художника – это путь, который проходит автор от идеи до законченного образа, за рамками которого остается множество разнообразных размышлений и поисков, трансформированных в эскизы, фотографии, тексты. Все это, как показывают актуальные художественные практики, имеет самостоятельное значение. Бытование книги, ее судьба, субъектно-объектное отношение к ней, приводит к тому, что сами артефакты становятся культурно-заряженным материалом для новых форматов книги. Этот постоянный диалог, своего рода интерпретация интерпретации книги и текста – характерный акцент нашей эпохи. 

Текст: © Елена Григорьянц, член АИС, кандидат философских наук, доцент. 2020
На анонсе: The Wall / Muuri, 2013. 24 x 42 x 14 cm. © Кайя Пойюла /Kaija Poijula/ Финляндия

Фоторепортаж с выставки «Непарадное. Путь книги. Страницы на ветру». Четвёртая Балтийская Биеннале Искусства Книги. Фото: © Александра Траубе. 2020.

Участники выставки онлайн и в залах Творческого союза художников IFA

Ещё по теме: Непарадное. Путь книги. Страницы на ветру

line_900_black.jpg
Четвертая Балтийская Биеннале Искусства Книги – 2020
Дата: 2-16 декабря 2020 года
Место: залы Творческого Союза Художников IFA, Невский пр., 60