Ортопед дизайна
Продолжаем серию статей в рубрике «История дизайна». Предлагаем вашему вниманию статью о Йозефе Хофмане любезно предоставленную редакции кандидатом искусствоведения, доцентом СПГХПА им. А.Л. Штиглица Ксенией Бандориной.
Задолго до появления самого понятия дизайн, архитектором и художником Йозефом Хоффманном (Josef Hoffmann) были заложены его основы, сочетающие эстетический и научный подходы. Правила конструирования мягкой мебели объединили в себе две точные науки – ортопедию и сопротивление материалов.
Йозеф Хоффман. Фотография 1903 г. (Josef Hoffmann, 15.12.1870 – 07.05.1956)
Как известно, удобная и правильно сконструированная мебель помогает человеку расслабиться, поддерживает его осанку и костно-мышечный корсет. Известно же, что мебель собранная без соблюдения эргономических правил может принести серьезный вред человеческому организму – от простого неудобства до заболеваний позвоночника. Кстати, именно болезнь близкого друга и подвигла Йозефа Хоффманна заняться мебельным дизайном. В 1905-м году он создал кресло Sitzmaschine (Машина для сидения) специально для своего друга, который не мог самостоятельно передвигаться из-за травмы позвоночника.
Кресло Sitzmaschine. 1905
Сегодня этот образец мебельного дизайна считается классикой, культовым предметом. А в начале прошлого века это было авангардное изобретение, как с точки зрения функции, так и в эстетическом плане. Кресло Sitzmaschine можно смело назвать манифестом всего мебельного дизайна, именно в нем так четко и ярко отражается главная концепция дизайнерского проектирования: выражение функции через эстетику. Сделав главный акцент на удобство сидения и поддержание тела в комфортной позе, Хоффманн старается наделить почти медицинское устройство привлекательным и художественным смыслом. Кресло снабжено выдвижной подставкой для ног, спинка фиксируется в пяти различных положениях, обеспечивая человеку максимальное количество вариантов при долгом сидении. В стилистике этого объекта он придерживается модного тогда стиля модерна, но в более сдержанном, геометризованном варианте. Лаконичность в декоре мебели и в цветовой палитре отделок станет для Хоффманна авторским почерком.
Прежде чем стать одним из основателей знаменитого венского Сецессиона, Хоффманн получил по нынешним временам довольно серьезное и многопрофильное образование. Сначала он обучался в Государственном художественно-промышленном училище в Брно, в заведении популярным в те годы: там готовили мастеров по одной из самых востребованных специальностей – художников для развивающейся промышленности. Архитектурное образование Хоффманн уезжает получать в Вену к Отто Вагнеру, который преподавал в те годы в Академии художеств. Академии изобразительных искусств в Вене и в Мюнхене стали следующим этапом изучения не только живописи, но и ювелирного искусства, которому мастер отдаст много творческих сил и идей.
Работа в архитектурной мастерской под руководством знаменитого Отто Вагнера привела его к созданию идеи нового стиля, основанного на общеевропейском модерне – венского Сецессиона. В 1900 г. Йозеф Хоффман проектирует зал венского Сецессиона на Международной ярмарке в Париже. Но в последствие его внимание привлекает работа с предметами: мебель, ювелирные украшения, интерьерные предметы и аксессуары сервировки стола.
В 1903 г. Хоффман совместно с Карлом Мозером, Фритцем Верндорфером и Карлом Отто Чешка основывают художественно-промышленное объединение «Венские мастерские». Их главную цель он формулирует так «установление тесных теплых взаимоотношений между покупателем, дизайнером и производителем с целью создания качественных, простых предметов для дома». Мастерские занимались производством мебели, разработкой дизайна украшений и текстиля, обработкой металла, кожи, стекла. Для дизайнеров мастерские становятся не просто производственной базой, а скорее исследовательско-экспериментальной. Здесь Хоффманн продолжает изучение физических свойств материалов, выводя их в декоративный аспект. Именно здесь зародился известный всему миру стиль неоклассики ХХ века. Взяв за основу традицию бидермайера, мастера совершенно гениально интерпретировали его в новую эстетику. Именно здесь родились новые формы посуды, мебели, декора. Именно здесь были сформулирован сам принцип сочетания сдержанных форм и роскошного исполнения — будущему ар-деко оставалось лишь подхватить эту стилистику. Работая, как мастера итальянского Возрождения, сразу в нескольких областях творчества, Хоффманн с коллегами генерируют идею синтеза искусств. В 1908 году по его проекту в Вене строится деревянный выставочный комплекс, где дизайнеры наглядно демонстрируют свою идею всеобщей гармонии искусств, объединяющую керамику, скульптуру, ткани, изделия из стекла, картины, рисунки и гравюры.
В 1910 году Хоффманн создает проект, который станет уникальным для своего времени и культовым для нас с вами – кресло Kubus. Мощная, статичная и статусная модель отличается строгими геометрическими формами и словно составлена из многочисленных кубов. Презентация мебельной новинки прошла на международной выставке в столице Аргентины в 1910 году в честь празднования столетия столицы страны. В 2010 году в честь 100-летнего юбилея кресла Kubus фабрика Witmann подготовила специальное издание модели – в обивке из вощеной анилиновой кожи черного или шоколадно-коричневого цвета.
Кресло Kubus из тёмно-коричневой кожи. Производство Wittmann. 1990-е
Будучи уже известным архитектором и проектировщиком мебели Хоффманн создает еще один ставший легендарным дизайн: гарнитур мягкой мебели для музыкальной комнаты Alleegasse венской городской квартиры доктора Хуго Коллера. Знаменитый комплект включает в себя полукруглые кресла и небольшой диванчик с кокетливо изогнутой спинкой. В художественном образе гарнитура он продолжает развивать тему графики и минимализма: лаконичная форма очертаний свидетельствует о превалировании функционализма мебели, выявляет ее суть, а черно-белая графика обивки и деревянного каркаса придает изысканности и своеобразной интеллектуальности образу. Сегодня эта коллекция в исполнении фабрики Wittmann называется Recreation Hoffmann и является бестселлером компании.
Кресло из гарнитура мягкой мебели для музыкальной комнаты Alleegasse
Для другого своего друга – доктора Сальзера, Хоффманн создает апартаменты и полностью меблирует их предметами по своим эскизам. Кабинетный гарнитур из дивана, двух кресел и столика выполнен в стилистике кубизма. И снова фирменный стиль мастера проявился в графичности образов: черная деревянная рама выступает в контрастном сочетании с белоснежной обивкой мебели, подчеркивая статичность предмета.
Еще более яркая по своей графичности модель «Барный стул», была создана чуть ранее, но выпускается фабрикой Wittmann и по сей день. В современной коллекции компании она носит название Fledermaus Chair, а изначально создавалась мастером еще в 1907 году специально для кабаре в Вене. Его каркас так же выполнен из черной древесины. Опоры-полозья и декоративные округлые детали – типичные элементы стиля Хоффманна.
Кресло Fledermaus Chair. Специально было разработано в 1907 году для кабаре Fledermaus в Вене. Позже был произведен мебельной компанией Kohn bentwood.
Более поздние его работы, такие как мебель для виллы семьи Галлия в Вене или гарнитуры для дома Коллера имеют более сглаженные и смягченные формы, более декоративные образы. Здесь он активно использует и цитирует классические элементы мебельных конструкций: изогнутые подлокотники и округлые спинки он объединяет, создавая единое и комфортное сиденье.
В 1931 году он получил заказ на реконструкцию санатория «Вестенд» в Пуркерсдорфе (Purkersdorf), и здесь он меблирует основные пространства мебелью по собственным проектам. Кресло на каркасе из многослойной фанеры в сочетании с отделкой из черной кожи было выполнено для музыкального салона в санатории и демонстрирует нам переход от классического стиля и его последователя бидермаейра к новому стилю – модерну или сецессиону.
Обеденный стул из санатория Пуркерсдорф (Purkersdorf). Интерьер санатория
В это же время Хоффманн строит особняк Стокле в Брюсселе, где устанавливает мебельную коллекцию кожаной мебели с глубокой и удобной посадкой. И по сей день все модели, созданные Йозефом Хоффманном на протяжение нескольких десятилетий для ценителей высокого искусства интерьера, переиздаются и приобретают все новых и новых поклонников его таланта, таланта великого художника и ученого.
Текст: © Ксения Бандорина, кандидат искусствоведения, доцент СПГХПА им. А.Л. Штиглица
Читать в разделе «История дизайна» –
cтатья о Чарльзе Макинтоше «Первый из четырёх»