Ортопед дизайна

Продолжаем серию статей в рубрике «История дизайна». Предлагаем вашему вниманию статью о Йозефе Хофмане любезно предоставленную редакции кандидатом искусствоведения, доцентом СПГХПА им. А.Л. Штиглица Ксенией Бандориной.  

Задолго до появления самого понятия дизайн, архитектором и художником Йозефом Хоффманном (Josef Hoffmann) были заложены его основы, сочетающие эстетический и научный подходы. Правила конструирования мягкой мебели объединили в себе две точные науки – ортопедию и сопротивление материалов.

Йозеф Хоффманн
Йозеф Хоффман. Фотография 1903 г. (Josef Hoffmann, 15.12.1870 – 07.05.1956) 
Как известно, удобная и правильно сконструированная мебель помогает человеку расслабиться, поддерживает его осанку и костно-мышечный корсет. Известно же, что мебель собранная без соблюдения эргономических правил может принести серьезный вред человеческому организму – от простого неудобства до заболеваний позвоночника. Кстати, именно болезнь близкого друга и подвигла Йозефа Хоффманна заняться мебельным дизайном. В 1905-м году он создал кресло Sitzmaschine (Машина для сидения) специально для своего друга, который не мог самостоятельно передвигаться из-за травмы позвоночника.

Sitzmaschine
Кресло Sitzmaschine. 1905
Сегодня этот образец мебельного дизайна считается классикой, культовым предметом. А в начале прошлого века это было авангардное изобретение, как с точки зрения функции, так и в эстетическом плане. Кресло Sitzmaschine можно смело назвать манифестом всего мебельного дизайна, именно в нем так четко и ярко отражается главная концепция дизайнерского проектирования: выражение функции через эстетику. Сделав главный акцент на удобство сидения и поддержание тела в комфортной позе, Хоффманн старается наделить почти медицинское устройство привлекательным и художественным смыслом. Кресло снабжено выдвижной подставкой для ног, спинка фиксируется в пяти различных положениях, обеспечивая человеку максимальное количество вариантов при долгом сидении. В стилистике этого объекта он придерживается модного тогда стиля модерна, но в более сдержанном, геометризованном варианте. Лаконичность в декоре мебели и в цветовой палитре отделок станет для Хоффманна авторским почерком.

Прежде чем стать одним из основателей знаменитого венского Сецессиона, Хоффманн получил по нынешним временам довольно серьезное и многопрофильное образование. Сначала он обучался в Государственном художественно-промышленном училище в Брно, в заведении популярным в те годы: там готовили мастеров по одной из самых востребованных специальностей – художников для развивающейся промышленности. Архитектурное образование Хоффманн уезжает получать в Вену к Отто Вагнеру, который преподавал в те годы в Академии художеств. Академии изобразительных искусств в Вене и в Мюнхене стали следующим этапом изучения не только живописи, но и ювелирного искусства, которому мастер отдаст много творческих сил и идей.

Работа в архитектурной мастерской под руководством знаменитого Отто Вагнера привела его к созданию идеи нового стиля, основанного на общеевропейском модерне – венского Сецессиона. В 1900 г. Йозеф Хоффман проектирует зал венского Сецессиона на Международной ярмарке в Париже. Но в последствие его внимание привлекает работа с предметами: мебель, ювелирные украшения, интерьерные предметы и аксессуары сервировки стола.

В 1903 г. Хоффман совместно с Карлом Мозером, Фритцем Верндорфером и Карлом Отто Чешка основывают художественно-промышленное объединение «Венские мастерские». Их главную цель он формулирует так «установление тесных теплых взаимоотношений между покупателем, дизайнером и производителем с целью создания качественных, простых предметов для дома». Мастерские занимались производством мебели, разработкой дизайна украшений и текстиля, обработкой металла, кожи, стекла. Для дизайнеров мастерские становятся не просто производственной базой, а скорее исследовательско-экспериментальной. Здесь Хоффманн продолжает изучение физических свойств материалов, выводя их в декоративный аспект. Именно здесь зародился известный всему миру стиль неоклассики ХХ века. Взяв за основу традицию бидермайера, мастера совершенно гениально интерпретировали его в новую эстетику. Именно здесь родились новые формы посуды, мебели, декора. Именно здесь были сформулирован сам принцип сочетания сдержанных форм и роскошного исполнения — будущему ар-деко оставалось лишь подхватить эту стилистику. Работая, как мастера итальянского Возрождения, сразу в нескольких областях творчества, Хоффманн с коллегами генерируют идею синтеза искусств. В 1908 году по его проекту в Вене строится деревянный выставочный комплекс, где дизайнеры наглядно демонстрируют свою идею всеобщей гармонии искусств, объединяющую керамику, скульптуру, ткани, изделия из стекла, картины, рисунки и гравюры.

В 1910 году Хоффманн создает проект, который станет уникальным для своего времени и культовым для нас с вами – кресло Kubus. Мощная, статичная и статусная модель отличается строгими геометрическими формами и словно составлена из многочисленных кубов. Презентация мебельной новинки прошла на международной выставке в столице Аргентины в 1910 году в честь празднования столетия столицы страны. В 2010 году в честь 100-летнего юбилея кресла Kubus фабрика Witmann подготовила специальное издание модели – в обивке из вощеной анилиновой кожи черного или шоколадно-коричневого цвета.

Кресло Kubus. 1910. Йозеф Хоффманн
Кресло Kubus из тёмно-коричневой кожи. Производство Wittmann. 1990-е
Будучи уже известным архитектором и проектировщиком мебели Хоффманн создает еще один ставший легендарным дизайн: гарнитур мягкой мебели для музыкальной комнаты Alleegasse венской городской квартиры доктора Хуго Коллера. Знаменитый комплект включает в себя полукруглые кресла и небольшой диванчик с кокетливо изогнутой спинкой. В художественном образе гарнитура он продолжает развивать тему графики и минимализма: лаконичная форма очертаний свидетельствует о превалировании функционализма мебели, выявляет ее суть, а черно-белая графика обивки и деревянного каркаса придает изысканности и своеобразной интеллектуальности образу. Сегодня эта коллекция в исполнении фабрики Wittmann называется Recreation Hoffmann и является бестселлером компании.

Кресло из гарнитура мягкой мебели для музыкальной комнаты Alleegasse венской городской квартиры доктора Хуго Коллера. Йозеф Хоффманн
Кресло из гарнитура мягкой мебели для музыкальной комнаты Alleegasse
Для другого своего друга – доктора Сальзера, Хоффманн создает апартаменты и полностью меблирует их предметами по своим эскизам. Кабинетный гарнитур из дивана, двух кресел и столика выполнен в стилистике кубизма. И снова фирменный стиль мастера проявился в графичности образов: черная деревянная рама выступает в контрастном сочетании с белоснежной обивкой мебели, подчеркивая статичность предмета.
 
Еще более яркая по своей графичности модель «Барный стул», была создана чуть ранее, но выпускается фабрикой Wittmann и по сей день. В современной коллекции компании она носит название Fledermaus Chair, а изначально создавалась мастером еще в 1907 году специально для кабаре в Вене. Его каркас так же выполнен из черной древесины. Опоры-полозья и декоративные округлые детали – типичные элементы стиля Хоффманна.

Fledermaus Chair. Йозеф Хоффман. 1907
Кресло Fledermaus Chair. Специально было разработано в 1907 году для кабаре Fledermaus в Вене. Позже был произведен мебельной компанией Kohn bentwood. 
Более поздние его работы, такие как мебель для виллы семьи Галлия в Вене или гарнитуры для дома Коллера имеют более сглаженные и смягченные формы, более декоративные образы. Здесь он активно использует и цитирует классические элементы мебельных конструкций: изогнутые подлокотники и округлые спинки он объединяет, создавая единое и комфортное сиденье.
 
В 1931 году он получил заказ на реконструкцию санатория «Вестенд» в Пуркерсдорфе (Purkersdorf), и здесь он меблирует основные пространства мебелью по собственным проектам. Кресло на каркасе из многослойной фанеры в сочетании с отделкой из черной кожи было выполнено для музыкального салона в санатории и демонстрирует нам переход от классического стиля и его последователя бидермаейра к новому стилю – модерну или сецессиону.

Sanatorium Purkersdorf. Josef Hoffmann
Обеденный стул из санатория Пуркерсдорф (Purkersdorf). Интерьер санатория 
В это же время Хоффманн строит особняк Стокле в Брюсселе, где устанавливает мебельную коллекцию кожаной мебели с глубокой и удобной посадкой. И по сей день все модели, созданные Йозефом Хоффманном на протяжение нескольких десятилетий для ценителей высокого искусства интерьера, переиздаются и приобретают все новых и новых поклонников его таланта, таланта великого художника и ученого.

Текст: © Ксения Бандорина, кандидат искусствоведения, доцент СПГХПА им. А.Л. Штиглица

line_900_black.jpg

Читать в разделе «История дизайна» – cтатья о Чарльзе Макинтоше «Первый из четырёх»