Застывший воздух
Этот разговор с Ксенией Векшиной состоялся во время её персональной выставки «Что я вижу» в Музее художественного стекла на Елагином острове. Беседу ведёт Анна Сухоиваненко, ещё один специалист по стеклу из секции «Арт-дизайн» Санкт-Петербургского Союза дизайнеров.
С чего Вы начали свой путь художника по стеклу? Расскажите об учёбе в Академии Штиглица, и как вообще происходил выбор ВУЗа и специальности? Почему выбрали именно стекло для творческой реализации?
Мне очень сложно разделить учёбу и выбор собственного пути. Потому что как художник я сформировалась именно в Академии им. А.Л. Штиглица. Всё своё детство я рисовала и после окончания художественной школы для меня встал вопрос о дальнейшем художественном образовании. И тогда в 10-11 класс я поступила в художественно-эстетический лицей №190 при СПбГХПА. И вот с этого момента моя жизнь повернула на тот путь, по которому я иду сейчас. После школы определённость с вузом была, а вот факультет был не ясен совершенно. Мне необходимо было увидеть, пропустить через себя то, чем занимаются студенты разных направлений. Был определён факультет «Декоративно-прикладного искусства», и я пошла на экскурсию по кафедрам. Главное здание академии поражает своей архитектурой и интерьерным убранством, а когда попадаешь внутрь – просто сносит энергетикой.
И вот, пройдя по парадной лестнице этого дворца, я попала на кафедру «Художественной керамики и стекла» с её мастерскими, с грязью, некой разрухой, станками, но такой настоящей. Это сочетание невероятной красоты, идеальности и чистоты с тяжёлой физической работой, пылью, грязью и усталостью является для меня особенностью, которая неотъемлема для произведения искусства. После нескольких минут, проведённых на кафедре в мастерской стекла, я поняла, что моё сердце осталось там. И это не просто красивое выражение. Это была любовь.
Я не выбирала стекло – стекло выбрало меня. Программа композиции в материале на кафедре построена таким образом, что на каждом курсе работа со стеклом даёт понимание отдельной техники. И это позволяет к концу обучения (в моё время оно длилось 6 лет) иметь представление и опыт работы со стеклом в каждом направлении. Пескоструй, витраж, гравировка, моллирование, выдувание, роспись. Дело в том, что каждое направление – это отдельный путь, выбирая который можно бесконечно совершенствоваться и не совмещать разные техники. После курса витража мне захотелось глубже узнать эту технику, и я устроилась в витражную студию, где проработала следующие несколько лет и получила новые знания, определившие мой путь в материале на сегодняшний день.
Я считаю, что необходимо иметь базу понимания материала. Я могу работать со стеклом в любой технике, кроме выдувания. Мне хотелось попробовать всё, впитать в себя все возможности материала. В академии работы именно с печами у нас было крайне мало, и весь контакт проходил не студентами лично. А я именно в обжигах видела бесконечные возможности разнообразия готовых объектов.
Течение. 2020
Взаимная любовь с академией закончилась на 3 курсе. Мне обидно видеть состояние лучшего художественного вуза в России и тот уровень знаний, который они дают, неприменимый к современному миру. На 3 курсе я начала самообразование в сфере современного стекла. После защиты диплома в 2011 году на «отлично» с одобрением ГАК я начала самостоятельный профессиональный путь художника по стеклу.
Как складывалось ваше собственное художественное видение?
Единственным и главным источником моего вдохновения является природа. При отсутствии человека в ней. Я получаю заряд энергии, находясь наедине с простором. Безлюдность / бескрайность / безмятежность – слагаемые моего идеального пейзажа. Это то, что я вкладываю в своё творчество, что хочу передать. Для эмоциональной перезагрузки мне необходимо уезжать на берег Финского залива. Побыть наедине с этой бесконечной большой водой – вот что является для меня жизненной необходимостью. И мои работы – это возможность перенести в суету мегаполиса этот кусочек природы.
Выбранное мною направлению – kilnformedglass. Это технология обжига стекла в печи. Дипломная работа в Академии стала моим первым большим объектом из нового для меня стекла, с технологическими поисками и пробами в течение целого года. С тех пор я работаю только с определённым американским стеклом и продолжаю пробовать, экспериментировать.
Внутри. 2020
Стекло – это застывший воздух. Воздух того момента, который я хочу сохранить, запечатлеть. Мой способ выразить своё восприятие мира – это создание объектов из стекла на границе скульптуры и живописи. Их отличает абсолютная нюансировка и тонкость передачи момента «здесь и сейчас». Оно даёт возможность сохранить ощущение в материале, сделать его физически осязаемым – прикоснуться к нему.
За лёгкостью лаконичных образов Ваших работ стоит сложный технологический процесс изготовления. Можно ли сказать, что Вы превратили технологию в художественный приём?
В работе со стеклом именно технологический момент и определяет художественный облик итогового объекта. Изначально рождается образ, а потом подбирается определённый технологический путь. Но художественный приём становится визитной карточкой художника. И, думаю, я такой нашла для себя. Заполняя печь перед обжигом, я не могу быть уверена в результате, без предварительных опытов. Всё зависит от колебаний температуры, графика нагрева и подготовки основы. Как говорил мой учитель, это искусство огня. Ключевым моментом для меня является возможность создать произведение полностью своими руками, включая все этапы производства. Это подготовка фомы, закладка в печь и после этого холодная обработка. Каждый этап имеет свои особенности и сложности. Не каждая картинка в моей голове сможет воплотится в реальность именно из-за невозможности обработки стекла до выставочного состояния. Тоже и с размерами – они ограничены печами и весом, который я смогу поднять. Все это накладывает ограничения на моё творчество. Я могу творить в определённых рамках. До этого года я не добавляла в свою палитру новые цвета или не работала с плоским стеклом в новой для меня технике. Но я расширяю и меняю моё творчество. Моё мышление, мои возможности.
Можно подробнее описать технологический процесс на примере этой работы?
Из серии «Исландия». 2020
Моё творчество делится на два направления. Плоское стекло и объёмное (скульптурные работы). Если говорить о конкретной работе, то берётся плоский лист и создаётся картина, в которой и холстом и красками является стекло. Затем оно контролируемо разбивается на осколки и запекается в новое цельное произведение. Это крайне медитативный процесс, в котором через разрушение рождается новое.
Какие художники, творческие личности оказали влияние на Ваше творчество?
Не люблю этот вопрос. Когда ты в постоянном поиске, с карандашом в руке, ты видишь вдохновение или близкие для себя вещи во всём: в мебели, посуде, одежде, в любом неожиданном моменте. Если ты задаёшь вопрос – получаешь ответ. У меня он свой, не навеянный никем. Главное, быть собой и идти от того, что расширяет твою душу. Звучит несколько высокопарно, но из своего опыта (хоть и небольшого) могу сказать, что это так.
Фиолетовый. 2020
Как Вы считаете, насколько тема художественного стекла актуальна на сегодняшний день? Каким видите будущее российского стеклоделия?
На сегодняшний день существует два центра развития современного стекла – это Америка и Австралия. И несколько заводов, производящих стекло для всего мира, конкурирующих между собой и за художников. Эта тема невероятно актуальна. На сегодняшний день технологически сфера стекла достигла того, что раньше было недоступно для неё. Цветовая палитра, размер фракции изначального материала, дополнительные возможности в виде химии или других особенностей. И доступность для каждого индивидуального художника. Есть только один минус – стоимость всего этого разнообразия. Но всё это я говорю не про российское стеклоделие. Говорить о будущем российского стеклоделия мне сложно. В какой-то момент нашей стране перестала быть нужна сфера художественного стекла. Восстановить всё возможно при определённом желании определённых лиц, но ту пропасть, которая возникла в связи с вынужденным простоем технологий, преодолеть будет практически невозможно.
В поле зрения редакции попала статья об истории стекольного завода «Красный май», где упоминается о технологе Василии Алексеевиче Векшине: «В 1873 году на завод приезжает опытный стекловар – обладатель тайны составления шихты для варки цветных стекол – Василий Алексеевич Векшин. И впервые в России на Болотинском заводе начали варить цветное стекло с разнообразной цветовой гаммой». Есть ли у Вас какая-то информация о Василии Векшине? Можете ли назвать его своим предком?
Знаете, это очень интересная история, так как информацию о моём прадеде (как оказалось) я тоже увидела в материалах из архивов музея на выставке. И после разговора с моим дедушкой Юрием Васильевичем Векшиным узнала много о моём прадеде: оказывается, стеклом в нашей семье занимались до меня. Эта история заслуживает отдельной статьи, и я её напишу.
Как часто случаются продажи? Вы легко расстаётесь с работами?
Каждая моя работа очень ценна для меня. В них своя история, эмоции и моё время. Ценность именно в технологических экспериментах. То есть до этого года каждый мой объект – это, скажем так, пробник, и главным критерием являлось воплощение идеи, а не возможность дальнейшей продажи произведения. Эти работы являются визуальным образцом того, что клиент может получить. Я создаю работы на заказ и эти продажи случаются часто.
Вы являетесь членом Санкт-Петербургского Союза дизайнеров. Какие привилегии даёт вступление в Союз? Почему не вступили в Союз художников?
В Санкт-Петербургский Союз дизайнеров я вступила в 2016 году. Я находилась в декрете и вынужденном покое от активной работы в мастерской, появилось время для продвижения себя как художника. Эта организация, в отличии от Союза Художников, современна в своей деятельности. Она развивается, меняется и растёт. В ней творящие дизайнеры, актуальные и востребованные на сегодняшний день. Так что для меня главный плюс – это люди. Новые интересные знакомства и связи, участие в выставочных проектах и событиях. Благодаря членству в Союзе я смогла стать лауреатом государственной стипендии Министерства Культуры в области литературы и искусства в 2017, 2018 и 2020 годах, а также являлась номинантом на соискание «Молодёжной премии в области культуры и искусства» Правительства Санкт-Петербурга за 2017 год. Ну и приятный бонус в виде бесплатного прохода в музеи.
Каким должен быть Союз дизайнеров, чтобы приносить пользу людям?
Главное, чтобы каждый участник хотел отдавать, а не только получать. Союз – это место, где собраны дизайнеры всех направлений, это мощный инструмент по реализации любых проектов любых масштабов. И хотелось бы сделать эту базу более открытой, чтобы любой желающий мог к ней обратится. Союз проводит лекции, круглые столы – надо просто расширять эту деятельность. Это должна быть открытая к людям организация, где можно узнать всё о новинках в разных сферах дизайна, получить квалифицированную консультацию, ответ на профессиональный вопрос и готовый проект, если надо.
Будет несправедливым не коснуться персональной выставки, которая идёт сейчас. Какие впечатления от события? Можно ли их сравнить с выставкой 2017 года?
Выставка «Что я вижу» является для меня важным шагом в творческом пути. Это подведение итогов моей деятельности за весь период с момента окончания обучения до сегодняшнего дня, моих творческих поисков и технологических экспериментов. Дальше я вижу свои работы уже в несколько другом ключе. И возможность подвести эту своеобразную черту для меня очень ценна. С «Тишиной» её сравнивать нельзя. Выставка в Музее художественного стекла является признанием художника самостоятельной успешной творческой единицей в профессиональном мире.
Ваше пожелание всем творческим людям.
Главное, быть собой. Не гнаться за тенденциями, модой или коммерческой составляющей. Творить то, что идёт из души. Зритель обязательно увидит эту внутреннюю правду и наградит её любовью.
Материал подготовили: Анна Сухоиваненко, Александра Траубе.
Фото: © Александр Трофимов. 2020
Персональная выставка «Что я вижу» Ксении Векшиной.
С 1 августа по 27 сентября 2020 года.
10:00 – 18:30 (кроме среды), 13:00 – 21:00 – среда, выходной – понедельник
Посещение выставки осуществляется по входному билету в Музей художественного стекла.
Билет приобретается в кассах Музея
Анонс и
фотоальбом выставки «Тишина» 2017 года.
Фотоальбом выставки «Что я вижу» 2020 года.