Застывший воздух


Этот разговор с Ксенией Векшиной состоялся во время её персональной выставки «Что я вижу» в Музее художественного стекла на Елагином острове. Беседу ведёт Анна Сухоиваненко, ещё один специалист по стеклу из секции «Арт-дизайн» Санкт-Петербургского Союза дизайнеров.


Фото: © Александр Трофимов. 2020

С чего Вы начали свой путь художника по стеклу? Расскажите об учёбе в Академии Штиглица, и как вообще происходил выбор ВУЗа и специальности? Почему выбрали именно стекло для творческой реализации?

Мне очень сложно разделить учёбу и выбор собственного пути. Потому что как художник я сформировалась именно в Академии им. А.Л. Штиглица. Всё своё детство я рисовала и после окончания художественной школы для меня встал вопрос о дальнейшем художественном образовании. И тогда в 10-11 класс я поступила в художественно-эстетический лицей №190 при СПбГХПА. И вот с этого момента моя жизнь повернула на тот путь, по которому я иду сейчас. После школы определённость с вузом была, а вот факультет был не ясен совершенно. Мне необходимо было увидеть, пропустить через себя то, чем занимаются студенты разных направлений. Был определён факультет «Декоративно-прикладного искусства», и я пошла на экскурсию по кафедрам. Главное здание академии поражает своей архитектурой и интерьерным убранством, а когда попадаешь внутрь – просто сносит энергетикой.

И вот, пройдя по парадной лестнице этого дворца, я  попала на кафедру «Художественной керамики и стекла» с её мастерскими, с грязью, некой разрухой, станками, но такой настоящей. Это сочетание невероятной красоты, идеальности и чистоты с тяжёлой физической работой, пылью, грязью и усталостью является для меня особенностью, которая неотъемлема для произведения искусства. После нескольких минут, проведённых на кафедре в мастерской стекла, я поняла, что моё сердце осталось там. И это не просто красивое выражение. Это была любовь.

Я не выбирала стекло – стекло выбрало меня. Программа композиции в материале на кафедре построена таким образом, что на каждом курсе работа со стеклом даёт понимание отдельной техники. И это позволяет к концу обучения (в моё время оно длилось 6 лет) иметь представление и опыт работы со стеклом в каждом направлении. Пескоструй, витраж, гравировка, моллирование, выдувание, роспись. Дело в том, что каждое направление – это отдельный путь, выбирая который можно бесконечно совершенствоваться и не совмещать разные техники. После курса витража мне захотелось глубже узнать эту технику, и я устроилась в витражную студию, где проработала следующие несколько лет и получила новые знания, определившие мой путь в материале на сегодняшний день.

Я считаю, что необходимо иметь базу понимания материала. Я могу работать со стеклом в любой технике, кроме выдувания. Мне хотелось попробовать всё, впитать в себя все возможности материала. В академии работы именно с печами у нас было крайне мало, и весь контакт проходил не студентами лично. А я именно в обжигах видела бесконечные возможности разнообразия готовых объектов.

Автор: Ксения Векшина. Фото: © Александр Трофимов. 2020
Течение. 2020
Взаимная любовь с академией закончилась на 3 курсе. Мне обидно видеть состояние лучшего художественного вуза в России и тот уровень знаний, который они дают, неприменимый к современному миру. На 3 курсе я начала самообразование в сфере современного стекла. После защиты диплома в 2011 году на «отлично» с одобрением ГАК я начала самостоятельный профессиональный путь художника по стеклу.

Как складывалось ваше собственное художественное видение?  

Единственным и главным источником моего вдохновения является природа. При отсутствии человека в ней. Я получаю заряд энергии, находясь наедине с простором. Безлюдность / бескрайность / безмятежность – слагаемые моего идеального пейзажа. Это то, что я вкладываю в своё творчество, что хочу передать. Для эмоциональной перезагрузки мне необходимо уезжать на берег Финского залива. Побыть наедине с этой бесконечной большой водой – вот что является для меня жизненной необходимостью. И мои работы – это возможность перенести в суету мегаполиса этот кусочек природы.

Выбранное мною направлению – kilnformedglass. Это технология обжига стекла в печи. Дипломная работа в Академии стала моим первым большим объектом из нового для меня стекла, с технологическими поисками и пробами в течение целого года. С тех пор я работаю только с определённым американским стеклом и продолжаю пробовать, экспериментировать.

Автор: Ксения Векшина. Фото: © Александр Трофимов. 2020
Внутри. 2020
Стекло – это застывший воздух. Воздух того момента, который я хочу сохранить, запечатлеть. Мой способ выразить своё восприятие мира – это создание объектов из стекла на границе скульптуры и живописи. Их отличает абсолютная нюансировка и тонкость передачи момента «здесь и сейчас». Оно даёт возможность сохранить ощущение в материале, сделать его физически осязаемым – прикоснуться к нему.

За лёгкостью лаконичных образов Ваших работ стоит сложный технологический процесс изготовления. Можно ли сказать, что Вы превратили технологию в художественный приём?

В работе со стеклом именно технологический момент и определяет художественный облик итогового объекта. Изначально рождается образ, а потом подбирается определённый технологический путь. Но художественный приём становится визитной карточкой художника. И, думаю, я такой нашла для себя. Заполняя печь перед обжигом, я не могу быть уверена в результате, без предварительных опытов. Всё зависит от колебаний температуры, графика нагрева и подготовки основы. Как говорил мой учитель, это искусство огня. Ключевым моментом для меня является возможность создать произведение полностью своими руками, включая все этапы производства. Это подготовка фомы, закладка в печь и после этого холодная обработка. Каждый этап имеет свои особенности и сложности. Не каждая картинка в моей голове сможет воплотится в реальность именно из-за невозможности обработки стекла до выставочного состояния. Тоже и с размерами – они ограничены печами и весом, который я смогу поднять. Все это накладывает ограничения на моё творчество. Я могу творить в определённых рамках. До этого года я не добавляла в свою палитру новые цвета или не работала с плоским стеклом в новой для меня технике. Но я расширяю и меняю моё творчество. Моё мышление, мои возможности.

Можно подробнее описать технологический процесс на примере этой работы?

Фото: © Александр Трофимов. 2020
Из серии «Исландия». 2020
Моё творчество делится на два направления. Плоское стекло и объёмное (скульптурные работы). Если говорить о конкретной работе, то берётся плоский лист и создаётся картина, в которой и холстом и красками является стекло. Затем оно контролируемо разбивается на осколки и запекается в новое цельное произведение. Это крайне медитативный процесс, в котором через разрушение рождается новое.

Какие художники, творческие личности оказали влияние на Ваше творчество?

Не люблю этот вопрос. Когда ты в постоянном поиске, с карандашом в руке, ты видишь вдохновение или близкие для себя вещи во всём: в мебели, посуде, одежде, в любом неожиданном моменте. Если ты задаёшь вопрос – получаешь ответ. У меня он свой, не навеянный никем. Главное, быть собой и идти от того, что расширяет твою душу. Звучит несколько высокопарно, но из своего опыта (хоть и небольшого) могу сказать, что это так.

Автор: Ксения Векшина. Фото: © Александр Трофимов. 2020
Фиолетовый. 2020

Как Вы считаете, насколько тема художественного стекла актуальна на сегодняшний день? Каким видите будущее российского стеклоделия?

На сегодняшний день существует два центра развития современного стекла – это Америка и Австралия. И несколько заводов, производящих стекло для всего мира, конкурирующих между собой и за художников. Эта тема невероятно актуальна. На сегодняшний день технологически сфера стекла достигла того, что раньше было недоступно для неё. Цветовая палитра, размер фракции изначального материала, дополнительные возможности в виде химии или других особенностей. И доступность для каждого индивидуального художника. Есть только один минус – стоимость всего этого разнообразия. Но всё это я говорю не про российское стеклоделие. Говорить о будущем российского стеклоделия мне сложно. В какой-то момент нашей стране перестала быть нужна сфера художественного стекла. Восстановить всё возможно при определённом желании определённых лиц, но ту пропасть, которая возникла в связи с вынужденным простоем технологий, преодолеть будет практически невозможно.

В поле зрения редакции попала статья об истории стекольного завода «Красный май», где упоминается о технологе Василии Алексеевиче Векшине: «В 1873 году на завод приезжает опытный стекловар – обладатель тайны составления шихты для варки цветных стекол – Василий Алексеевич Векшин. И впервые в России на Болотинском заводе начали варить цветное стекло с разнообразной цветовой гаммой». Есть ли у Вас какая-то информация о Василии Векшине? Можете ли назвать его своим предком?

Знаете, это очень интересная история, так как информацию о моём прадеде (как оказалось) я тоже увидела в материалах из архивов музея на выставке. И после разговора с моим дедушкой Юрием Васильевичем Векшиным узнала много о моём прадеде: оказывается, стеклом в нашей семье занимались до меня. Эта история заслуживает отдельной статьи, и я её напишу.

Как часто случаются продажи? Вы легко расстаётесь с работами?

Каждая моя работа очень ценна для меня. В них своя история, эмоции и моё время. Ценность именно в технологических экспериментах. То есть до этого года каждый мой объект – это, скажем так, пробник, и главным критерием являлось воплощение идеи, а не возможность дальнейшей продажи произведения. Эти работы являются визуальным образцом того, что клиент может получить. Я создаю работы на заказ и эти продажи случаются часто.

Вы являетесь членом Санкт-Петербургского Союза дизайнеров. Какие привилегии даёт вступление в Союз? Почему не вступили в Союз художников?

В Санкт-Петербургский Союз дизайнеров я вступила в 2016 году. Я находилась в декрете и вынужденном покое от активной работы в мастерской, появилось время для продвижения себя как художника. Эта организация, в отличии от Союза Художников, современна в своей деятельности. Она развивается, меняется и растёт. В ней творящие дизайнеры, актуальные и востребованные на сегодняшний день. Так что для меня главный плюс – это люди. Новые интересные знакомства и связи, участие в выставочных проектах и событиях. Благодаря членству в Союзе я смогла стать лауреатом государственной стипендии Министерства Культуры в области литературы и искусства в 2017, 2018 и 2020 годах, а также являлась номинантом на соискание «Молодёжной премии в области культуры и искусства» Правительства Санкт-Петербурга за 2017 год. Ну и приятный бонус в виде бесплатного прохода в музеи.

Фото: © Александр Трофимов. 2020

Каким должен быть Союз дизайнеров, чтобы приносить пользу людям?

Главное, чтобы каждый участник хотел отдавать, а не только получать. Союз – это место, где собраны дизайнеры всех направлений, это мощный инструмент по реализации любых проектов любых масштабов. И хотелось бы сделать эту базу более открытой, чтобы любой желающий мог к ней обратится. Союз проводит лекции, круглые столы – надо просто расширять эту деятельность. Это должна быть открытая к людям организация, где можно узнать всё о новинках в разных сферах дизайна, получить квалифицированную консультацию, ответ на профессиональный вопрос и готовый проект, если надо.

Будет несправедливым не коснуться персональной выставки, которая идёт сейчас. Какие впечатления от события? Можно ли их сравнить с выставкой 2017 года?

Выставка «Что я вижу» является для меня важным шагом в творческом пути. Это подведение итогов моей деятельности за весь период с момента окончания обучения до сегодняшнего дня, моих творческих поисков и технологических экспериментов. Дальше я вижу свои работы уже в несколько другом ключе. И возможность подвести эту своеобразную черту для меня очень ценна. С «Тишиной» её сравнивать нельзя. Выставка в Музее художественного стекла является признанием художника самостоятельной успешной творческой единицей в профессиональном мире.

Ваше пожелание всем творческим людям.

Главное, быть собой. Не гнаться за тенденциями, модой или коммерческой составляющей. Творить то, что идёт из души. Зритель обязательно увидит эту внутреннюю правду и наградит её любовью.

Материал подготовили: Анна Сухоиваненко, Александра Траубе.
Фото: © Александр Трофимов. 2020
line_900_black.jpg

Персональная выставка «Что я вижу» Ксении Векшиной.

С 1 августа по 27 сентября 2020 года.
10:00 – 18:30 (кроме среды), 13:00 – 21:00 – среда, выходной – понедельник
Посещение выставки осуществляется  по входному билету в Музей художественного стекла.
Билет приобретается в кассах Музея

Анонс и фотоальбом выставки «Тишина» 2017 года. Фотоальбом выставки «Что я вижу» 2020 года.