Отражая диджитал-инстинкты

Совсем недавно мы рассказывали о проекте Екатерины Малаховой Urban Mirror на уровне концепта с эффектной графической визуализацией. Уже в январе 2018 года инсталляция разместилась в Планетарии №1 на набережной Обводного канала, д. 74, органично войдя в экспозицию выставки световых и интерактивных инсталляций – «Сад сновидений».

Здание старинного газгольдера – это первая площадка, на которой выставлена законченная композиция из 19-ти полусфер с зеркальной поверхностью. На стене они расположены в шахматном порядке. Отражающие свойства объектов делают архитектурный и природный контекст инсталляции частью произведения.

UrbaMirror_0026.jpg

О концепции Urban Mirror рассказывает искусствовед Наталья Карасёва:

«Сегодня факт господства социальных сетей уже никем не оспаривается. Этот инструмент стал органичной частью жизни современного человека. Разработчики учитывают паттерны человеческой психологии и внедряют игровые механики, чтобы пользователи проводили как можно больше времени в виртуальном пространстве. А те легко втягиваются в эту игру в погоне за эмоциональным удовлетворением. Такое положение дел ставит вопросы о новой этике: как вести себя в цифровом мире? Идентично ли наше поведение там поступкам в реальном мире? И главное, что означает факт отсутствия человека в социальных сетях?

К проблеме этики в диджитал-мире обращается петербургская художница и дизайнер Екатерина Малахова. Её инсталляция Urban Mirror – это попытка столкнуть пользователя лицом к лицу с его вновь приобретёнными привычками поведения в соцсетях. Отправной точкой для работы стало осознание того, что сегодня механики соцсетей корректируют наши действия в реальном мире, а не наоборот. Например, пользователи соцсетей ценят выше фотографии из популярных общественных пространств, чем рутинные кадры из неприметных мест. Поэтому организаторы пространств заботятся об их визуальной привлекательности: на фоне ярких и незаурядных предметов посетители сделают больше снимков, прорекламировав локацию, а взамен получат одобрение своего стиля жизни в виде лайков и комментариев.

TROFOTO_2697_05042019-2.jpg
  
Екатерина Малахова моделирует ситуацию из примера выше. Эффектная инсталляция предназначена для публичных пространств – парков, выставочных центров, городских улиц и площадей. Прохожих она привлекает тем, что выделяется на фоне привычного ландшафта – обращает на себя внимание. Этот эффект стимулирует зрителей сделать фото на её фоне и поделиться им с подписчиками, подчеркнув свою принадлежность к актуальным проявлениям жизни.

Инсталляция Urban Mirror, c одной стороны, провоцирует пользователей фотографироваться на её фоне и моментально выкладывать снимки в соцсети, с другой, тестирует их способность контролировать новые инстинкты и отдавать себе отчет в причинах и последствиях нажатия кнопки «поделиться». Идея Малаховой в том, чтобы поставить зрителя перед выбором приоритета: сохранить приватность или получить социальное одобрение.

Проект Urban Mirror утверждён к участию в параллельной программе Венецианской биеннале. Поэтому сейчас перед командой Екатерины Малаховой стоит сверхзадача: найти финансирование для вступительного взноса к участию. «Для художника – это внушительная сумма, для большой компании – это бюджет, который может быть рассмотрен как средства на качественный PR. В идеале мне хотелось бы, чтобы проект поддержала компания, занимающаяся работой с данными, телефонией, интернетом. Коллаборация бизнеса и искусства – это уже хорошо изученный приём в Европе и США. Маркетологи и PR-специалисты включают его в свой арсенал. Я верю, что бизнес осознает эту новую и продуктивную возможность, с помощью которой можно заявить о своих ценностях, социальной ответственности и инвестировать в свой имидж», – заключает автор.

Также в планах у Екатерины сделать инсталляцию кинетической – зеркальные платформы будут двигаться вслед за прохожим, имитируя эффект видеонаблюдения. Это только с большей силой подчеркнёт проблематику, к которой обращается Екатерина Малахова».

Редакции сайта удалось посетить планетарий 5 апреля в день приезда председателя Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга Александра Ржаненкова. Екатерина представила Александру Николаевичу арт-объект Urban Mirror.

UrbanMirror_8551.jpg

Александр Ржаненков отметил, что искусство – это важный инструмент социального влияния, и подобные произведения принесут пользу обществу. А также пообещал поддержать инициативы Екатерины, например, о создании в Санкт-Петербурге «Ассоциации Деятелей Социального Искусства», которая должна собрать в своих рядах всех представителей творческого сообщества, вкладывающих в свои произведения полезный социальный контекст.

TROFOTO_2657_05042019.jpg

Екатерина Малахова – художник и дизайнер-график, выпускница СПГХПА им. А.Л. Штиглица, 2004 г., кафедра «Графический дизайн», член Санкт-Петербургского Союза дизайнеров.


Материал подготовлен: Александра Траубе
Фото: © Александр Тищенков, Александр Трофимов. 2019