«Жизнь. Смерть. И Мурино». Город в чистом поле. Часть II

Продолжение. Начало здесь

Проблема транспортной доступности

Мурино иногда зовут «городом в чистом поле». И скептики правы — Мурино и вправду стоит посреди поля и слабо связан транспортной сетью с Петербургом.
От «Северной столицы», как и от соседнего посёлка Бугры, Мурино отделяет поле. Однако ведут в Петербург только три дороги.

murino_2-2.jpg

Маршрут из Мурино в Петербург через Вокзальную улицу является самым востребованным. Остальные маршруты менее удобны. И, как следствие, этот маршрут — самый «стоячий», особенно утром и вечером.

«Стоят» и на Токсовском шоссе — оно соединяет КАД и Вокзальную ул., собирает машины аж от Токсова. То, что этот участок является по сути коллектором, усугубляют светофоры — в Медвежке, на подъезде к СПб, они размещены слишком часто и времени на один цвет уделено неоправданно много. Итог: частый стресс у водителей и пешеходов, общая раздражённость масс, загазованность воздуха и пр.

murino_2-3.jpg

Таким образом территория вокруг ст. метро «Девяткино» становится эпицентром движения транспорта и пассажиропотоков. Люди, не имеющие автомобили, стекаются сюда со всего города. А самая большая толпа идёт туда с бульвара Менделеева. Человек, бывающий здесь впервые, находит зрелище толпы людей, идущих к метро Девяткино между огромными зданиями-коробками, довольно удручающим.

Высота зданий и сомасштабность

мурино_9.jpg

Человек анализирует мир, противопоставляя себя объектам вокруг. И важнейшую роль в этом играет масштаб: ощущение, насколько объект больше или меньше человека. Большой объект воспринимается подсознанием как потенциально опасный — первобытный человек мог так распознать саблезубого тигра, мамонта или медведя; заприметить падающее от грозы дерево. Учеными и архитекторами доказано, что масштаб здания относительно человека имеет большое значение, особенно его высота.[3] Приземистые постройки, пусть даже очень широкие, не давят на пешехода так, как высокие здания.

Монотонность

murino_3_3.jpg

Разница давления высоких и низких построек связана ещё с «законом о монотематизме». Согласно ему, чем выше и больше здание, тем больше вероятность повторения одних и тех же мотивов на фасаде. Мозгу проще членить большое на несколько маленьких частей, нежели воспринимать весь объем здания сразу. А когда вся постройка совершенно монотонна, то и изучать её взглядом уже не так интересно.

«Наш ли это двор?»

murino_3_4.jpg

Огромной проблемой «человейников» является «ощущение непринадлежности». Человеку в силу своих размеров проще воспринимать небольшие объекты, в том числе формировать к ним привязанность, ощущать их как свою собственность, за которую он в ответе. Этим можно объяснить загрязненность микрорайонов и вандалистское поведение некоторых жителей «человейников»: их собственность — это только их квартира. Остальное — чужой враждебный мир (а в случае с подобным жильём ещё и антисоциальная городская среда).

Ситуацию усугубляют ограждения дворов. Мурино испещрено сетью заборов. Они огораживают территории ЖК и своим видом говорят: «это не для тебя». Человек ещё больше сомневается, что городское пространство создано для него.

«Воздух не тот»

Жизнь на высоких этажах ухудшает здоровье — доказали специалисты[1]. Эволюционно человек приспособился к определенным параметрам атмосферы, в т.ч. к уровню геомагнитного поля (ГМП). Понижение уровня ГМП снижают работоспособность, иммунитет, повреждает сердечно-сосудистую и вегетативную нервную систему.

А Мурино как раз имеет 15-25 этажей не самой качественной застройкой. И это общемировая проблема — ей страдают и Нью Йорк, и Токио, и Гонконг. Однако эти города имеют свой спектр проблем и особенностей, и их мы в этой статье рассматривать не будем.

«Городской патриотизм» (точнее его отсутствие)

murino_3_6.jpg

Ощущение своей сплочённости как горожан, так сказать, «городской патриотизм», появляется на основании более-менее здоровой городской среды, её «синтетичности», единого историко-культурного контекста территории. «Городской патриотизм» объединяет горожан, создаёт собой комфортную (пусть и нередко основанную на стереотипах) среду, прекрасную в разнообразии, но общности индивидов, её составляющих. Таков Петербург — «культурная столица», средоточие эстетики и среда, в которой «варится» маститая интеллигенция; такова Москва, столичный город, престижный и изобилующий всеми благами. Иные города опирались на престиж и бизнес-среду: Дубай и Доха — яркие тому примеры. Финский городок Эспоо близ Хельсинки не может похвастаться ни богатой историей, ни престижностью. Однако грамотно сконструированная среда делает город прекрасным и «зеленым» местом для жизни, а университет Аалто, образованный там, привлекает в город всё больше молодых людей.

К сожалению, «городской патриотизм» в Мурино не развит до необходимого уровня. Город слишком молод и люди ещё не чувствуют его. Однако создаваемая среда этому в основном не способствует.

murino_3-7.png

Как появились человейники?

Здания берут свои корни из советского панельного домостроительства, взяв из него всё самое худшее и приспособив под потребность поместить туда как можно больше жильцов.

В конце 90-х советская архитектура жилых домов и «новостроечная» развивались почти параллельно: первая с 1970х изо всех сил стремилась вытянуться вверх и убрать нелицеприятные балконы (как в серии II-68/22) чтобы стать востребованной на новом рынке жилья и «застолбить» себе место в 21 веке (серии КОПЭ, П-4 и П-22К). «Новостроечная» же архитектура пошла по иному пути, постепенно приспосабливая советские традиции под современные нужды. Если вы сравните желтые дома на фото выше и упомянутые из серии II-68/22, то увидите общие черты.

Превращение советской панельки в современную новостройку можно увидеть, приложив друг к другу фото домов серий П-55, П-55М; П-44Т. Можно сказать, что из два типа новостроек: первые, с остеклённым балконом и угловатыми стенами «под бетон», восходят к П-55 и П-55М; вторые, «под кирпич», которые были популярны до 2010х, — к серии П-44Т. Третий тип, с плоским фасадом и будто наклеенными окнами, вторят московской серии домов ПИК-1 2015 года.

murino_3_8.jpg

Первыми новостройками современного типа стали дома серии П-44К. По адресу Москва, район Солнцево, улица Авиаторов, д. 5 появился первый двор, типичный для городской среды «человейников».

Что касается среды, то на её формирование мог оказать влияние ЖК «Алые паруса» 2001 г. (Москва), о котором слышали все, но подробностей не помнит никто. Огромные монотонные здания, за которыми не видно неба, появились уже здесь. Только, в отличие от современных ЖК, в «Алых парусах» находилось множество заведений, от спа-центра до яхт-клуба.

Вкус и цвет

Возможно, дабы сделать фасады хоть как-то «веселее», проектировщики муринских «человейников» стали ярко окрашивать дома. (ЖК «GreenЛандия», «Ромашки», «Силы природы», «Витамин»). По информации Новострой-СПб, сейчас в Мурино 29 эксплуатируемых жилых комплексов. Вот палитры некоторых.

murino_color.jpg

Муринские ЖК можно поделить на группы: 1 — монохромные и коричневые дома из дешевых материалов (таких большинство), 2 — дома, как в группе 1, но с неуместными акцентными цветами, 3 — дома-калейдоскопы с крайне странными палитрами, 4 — здания с неплохим цветовым решением, испорченным дешевизной материалов и типовым решением, 5 — дома с приятной палитрой и пристойным архитектурным обликом (таких единицы). 

Палитры остальных ЖК почти не опираются ни на цветовую теорию, ни на архитектурный контекст. Из-за этого возникает визуальная какофония и дискомфортная среда. Примеры: ЖК «Витамин» и ЖК «Ромашки», от палитры и вида которого у всей архитектурной кафедры нашего вуза дергаются глаза.

А застройщики ЖК «Цвета радуги» весьма ответственно подошли к цветовому решению. Кроме того, в нем сравнительно хорошо спроектировано дворовое пространство. К недостаткам можно отнести лишь удаленность от метро. Его, как и ЖК «Графика» можно отнести к группе 5, но больше в данной группе примеров нет.

murino_color_2.jpg

Ярко раскрашивать фасады в Мурино стали, по нашим исследованиям, только с 2019 года и тенденция проявляется всё активнее (ЖК «GreenЛандия» стоит считать исключением).

Застройщики начали активнее использовать цвета, но пока делают это довольно безыскусно, — следовательно, нужен больший надзор дизайнеров и архитекторов.

Продолжение следует ...
I часть здесь