«Портрет дизайнера в среде»
 Поздравляем Боремира Бахарева!




Совсем недавно мы представляли вам проект Боремира в студии печати «Принт кафе» во время проведения выставки «Графические объекты». И в Санкт-Петербургский Союз дизайнеров, Боремир вступил не так уж давно… И для нас всех было неожиданно осознать, что 19 июня у Боремира не просто день рождения, а юбилей – 50 лет.


TROFOTO_5970_06062017.jpg

Не будем повторять биографию, приведенную в предыдущей статье, скажем только самое важное. Боремир Бахарев – краса и гордость «Мойки-8», автор многих уникальных проектов, неоднократный обладатель высших наград конкурсов, неприрекаемый авторитет бюро секции «Арт-дизайн», действительно профессионал своего дела в Правлении Союза.

Время летит быстро и наша беседа короткая, только о главном – о том, что есть сейчас.

Чем ты сейчас занимаешься?

Сейчас я больше занимаюсь дизайном частных интерьеров и проектированием мебели. Еще я работаю над проектом своей линейки мебели, по специально сформированному ТЗ с учетом выбранных задач, технологий и методов проектирования.

desk_2.jpg

Конечно всегда есть еще одно важное направление для меня – «арт-дизайн». Это, в общем-то, практические исследования: создание объектов обладающих свойствами и характеристиками, иногда специально меняемых местами, искусства, дизайна, технологий, функций и пограничных дисциплин. Это, анализ формообразования, напрямую взятый от формального искусства, совмещенный с методами проектирования и производства в дизайне. Это, поиск совмещенный с технологиями напрямую. Поэтому, сейчас приходится работать с тем, чем возможно оперировать на данном этапе. Экономический фактор здесь тоже важен, он выступает некими рамками, ограничивающими свободу.

e-structure_01.jpg

Что тебе интересно в этой работе?

Мне всегда интересно узнавать об актуальных, лежащих в том же поле, проектах. Так же очень радует, когда видишь, что дизайнеры и студенты в школах дизайна (Нидерландах, Японии) реализуют свои идеи, основываясь на совершенно новых необычных технологиях проектирования и производства. Грамотного применения технологий и возможностей нам сейчас очень не хватает.

Какие другие области дизайна тебе близки или интересны? Чему важно научиться?

Интересен средовой дизайн (environmental design), поскольку это и моя специализация, которой я остаюсь верен. Я предполагаю, что это очень важная область дизайна. В моем восприятии эта область включает в себя помимо конкретных средовых дизайн-решений еще и понимание общих организационных, функциональных, идеологических, временных и еще каких угодно процессов любого создаваемого концептуального проекта, с учетом последующей реализации. Здесь дизайнер должен выступать еще и как модератор проекта или, хотя бы, входить в группу людей этим занимающихся. Поэтому в идеале, нужно обладать большим рядом умений и знаний, а для их получения нужны профессиональные семинары, практики, которых очень не хватает, и это, думаю, было бы интересно многим.

Здесь еще могу добавить, что для меня одним из интересных в развитии, было бы направление ландшафтного дизайна. У нас, в России оно, как мне кажется, еще очень слабо. Все что я видел, выглядит не современно и не технологично. Исключение составляют некоторые реализованные дорожные развязки и магистрали, сделанные минималистично и качественно. На мой взгляд, очень мало хороших решений в городском благоустройстве, в средовых концепциях детских площадок, в грамотном внесении современного дизайна в исторический контекст садов и парков. Было бы интересно принять участие в каком-нибудь большом городском проекте.

TROFOTO_6072_09062017.jpg

Мне кажется, что современный графический дизайн сейчас занимает очень важную позицию в развитии дизайна, в каком-то смысле даже ключевую. Графика, помимо конкретно графической специализации, может сформулировать, причем очень качественно, почти любую концепцию для web-дизайна, промышленного дизайна, текстиля и дизайна среды. Графический дизайн, конечно, в самых разных его аспектах и интерпретациях, для меня очень важный и эффективный инструмент, используемый при проектировании, и, в дальнейшем, для презентации проекта. Здесь я тоже ощущаю нехватку навыков и, соответственно, необходимость повышения уровня профессионализма.

Какие бы ты расставил акценты в работе?

Если говорить о работе дизайнера, что для меня наиболее важно, то первое, это творческая профессия, позволяющая реализовать свои идеи, применив полученные профессиональные навыки. Слово «профессиональные», для меня ключевое! Здесь я скорее занимаю консервативную позицию: качественная школа –важнейший фактор создания и улучшения «цеха дизайнеров».

in_search_of.jpg

Второе, это сам дизайн-процесс, весь путь от первых возникших мыслей, концепций, всех дальнейших этапов проектирования, создания опытных образцов, по своей сути, конечно интересен дизайнеру. Это сильно стимулирует творческое начало. Важно в этой позиции отметить окружение, рабочую среду, безусловно, активно влияющую на весь процесс проектирования, индивидуальный или совместный. Можно назвать это «фактор среды». Именно поэтому очень важно дипломникам, начинающим дизайнерам попасть после обучения или, лучше, в течение, в качественно организованную среду проектирования и общения. Такая существующая практика наиболее осмысленна.

TROFOTO_3888_07042017.jpg

Третье, что очень важно, это получить готовый продукт своих усилий, а еще лучше серию, тираж. Здесь сразу выступает на первый план технологичность решений. Становится понятно, что сделано хорошо в проекте, а что – нет. Технологии производства и проектирования развиваются, причем очень быстро. Дизайнеры просто обязаны быть «в теме», по крайней мере, в которой они работают. Это не исключает понимание достижений старых ремесленников и конкретных мастеров. Например, при работах с деревом, считаю уровень дизайна был очень высокий и поэтому многие дизайнерские проекты базируются на старых технологиях, современном их переосмыслении или адаптации. Еще мне лично необходим некий пост-проектный анализ, позволяющий в дальнейшем понять, насколько продукт работает. Практически, фидбэк должен быть неотделимой частью цепочки.

TROFOTO_3918_07042017.jpg

Четвертая составляющая касается экономического аспекта и здесь, как раз, не все так радостно. Сам механизм, построенный нашей системой работы и жизни, структура взаимодействия элементов: культура – образование – проект – реализация – использование – ресайклинг, увы, не работает в полную силу. И как не парадоксально, дизайн мог бы, обладая всеми инструментами, здесь сыграть ключевую роль.

TROFOTO_3869_07042017.jpg

Если коротко обобщить выше сказанное, то все эти позиции не всегда реализуются в полной мере так, как хотелось бы. Может быть это особенность современного или только российского дизайна, мне сейчас сложно судить, но считаю, поскольку все позиции очень важны сами по себе, и если какая-то одна или несколько решены успешно, это есть необходимый позитивный момент в работе и творчестве. Каждый этап, это как ступенька и количество этих пройденных ступеней переходит в качество, хоть и различной степени.

Зачем вступал в Союз? Какие перспективы у Союза сейчас? От чего зависит уcпех?

Союз дизайнеров не является исключением, а скорее подтверждает выше сказанное. Здесь есть профессионалы, энтузиасты, очень ответственные, замечательные люди, но сами процессы нуждаются в реновации, новом подходе. Когда мы с друзьями вступали в Союз, нам было интересно попасть в свой профессиональный «цех», пообщаться с профессионалами, поучаствовать в больших интересных проектах. Почему-то, на том этапе, это не получилось, по крайней мере, как хотелось бы. Все мы были разобщены, может быть в силу специфики профессии, как одной из причин. Поэтому правильно налаженные коммуникации – важнейшая задача Союза на сегодняшний день. Очень хочется сдвинуть этот «проект» вперед, перевести на новый качественный уровень организации и профессионализма!

Хотелось бы, что бы что-то произошло вдруг, неожиданно?

Да! Хотелось бы чтоб профессия дизайнера вдруг неожиданно стала очень нужна!

Боремир, спасибо за рассказ! Желаем всегда выбирать себе правильное окружение, быть самому в развивающей среде и созидать такую среду для других!

Беседовала Александра Траубе.

Биография и рассказ о проекте «Графические объекты»