Запретный цвет

Существует ли он? Когда и как дизайнер в своей профессиональной работе сталкивается с жёсткими нормативами, сидящими в голове у заказчика, или своей собственной самоцензурой? Если вести речь не об объективных регуляторах, а субъективных представлениях «о добре и зле». О цвете и его применении в дизайне говорит обозреватель редакции нашего сайта Владимир Корольков и его коллеги.

Давным-давно, в далёкой-предалёкой своей рекламной практике был у меня неожиданный случай, и повеселивший вдосталь, и при этом обозначивший явную проблему. Небольшое рекламное агентство, где я работал, обрабатывало заказ на серию упаковок зубной пасты: тубы и коробки требовали иллюстраций и графического нормирования. Поскольку «фито»-продукт решался в сине-зелёных тонах (синий логотип, растительные картинки), я предложил небольшой жёлтый флажок с тизером New. Обиходная банальность, но всё же хороший акцент. Тем более что рецептура этих паст и вправду была тогда новинкой, без лукавства. Дело было вовсе не в визуальном хулиганстве, а исключительно в «производственной необходимости», когда в устойчивой фирменной палитре уверенной натуральной благожелательности появлялся контрастный сигнальщик. В ответ на эскизы приходит гневное письмо от менеджера, ведшей тогда проект со стороны клиента: всё сплошь CapsLock’ами и заборными рядами восклицательных знаков. Суть его выражалась горячо и бескомпромиссно: «Никогда не используйте в рекламе зубных паст жёлтый цвет!». В самом деле? Я тогда очень удивился. Хоть на прилавках магазинов и аптек в ту давнюю пору действительно ещё не было подобных решений. Что, вообще-то, ничего не значило. Напротив, было явным плюсом в нашем предложении: отличительность всегда полезна для продукта. Тогда, рассердившись на такой слабо мотивированный эмоциональный пассаж – в котором не читалось ничего, кроме поверхностных представлений о зубном налёте, – я убеждал коллег, что «продам» и чёрную пасту (дайте только архимедов рычаг). Увы. Интересы заказа были превыше амбиций: мы уступили напору стереотипа. Но... Буквально в течение месяца на прилавках города появились зубные пасты, упаковки которых, сначала робко, потом всё ярче, засияли жёлтыми флажками, пока, наконец, не вышли полностью янтарные решения с прополисом и мёдом в рецептуре этих продуктов. А чуть позже, через несколько лет, рядом с ними оказались уже и абсолютно чёрные коробочки, с соответствующей аргументацией. Всё, «как доктор прописал». Можно себе представить мою досаду. Сейчас уже никто не решится сказать, что фиолетовый цвет или серебро недопустимы в работе с зубной пастой. Возвращаясь к незадаче с купированием жёлтого цвета, скажу, что мы тогда на своём агентском сайте поместили шутливую заметку о запретах (разумеется, не называя ни марки, ни клиента, невольно задавшего тему). Попробовали перечислить заскорузлые представления о «недопустимом». Сейчас уже не скажу точно, но чтобы в рекламе мяса, например, не использовать зелёный цвет. И тому подобную чушь.

Такие примеры подсказывают, что результатом работы дизайнера зачастую становится не воплощение уверенной и последовательной грамоты профессионала, а топорное проявление безграмотности «непущателей». Которые про колористику, семиотику, культуру цвета и психологические особенности его восприятия отродясь не слыхивали. Любой интерьерщик, любой промышленный график или дизайнер-предметник знает, как работает цвет – на плоскости, в объёме или пространстве. Что в музейном дизайне, что в оформлении медицинского учреждения, что в плакатном выражении, что в проекте акустической системы. Не забудем, конечно, о физике цвета и рекомендациях психологов в связи с этим. Но кто, когда и как определяет ценности среды, её настроечные параметры? Спросим об опыте работы с цветом некоторых крепких профессионалов петербургской школы: что они думают о нормативах или стереотипах, и есть ли в этом объективная подоплёка?

Евгений Монгайт, промышленный дизайнер, член правления СПб СД. Начну с того, что моя профессиональная деятельность как промышленного дизайнера началась в 1975 году после окончания ЛВХПУ им. В.И. Мухиной, в стенах Ленинградского филиала Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики. В институте, как в любом государственном учреждении, вся проектная деятельность была регламентирована. На все случаи существовали ГОСТы и СНИПы. То же касается использования материалов и цветов. Для этого у нас была лаборатория «Исследований декоративных свойств материалов и отделки изделий», куда мы при работе над проектом и обращались за советом и рекомендациями. Практически все защитно-декоративные покрытия, лакокрасочные материалы, эмали, пластики, гальванические покрытия имели ГОСТы с довольно ограниченной цветовой гаммой. Приходилось выкручиваться, подбирая оттенок цвета, шероховатость поверхности, технологию производства. Более или менее неплохо обстояло дело с АБС-пластиком, но производство из него методом литья было дорого из-за трудности изготовления литейных форм.

Если говорить о влиянии заказчика на выбор цвета изделия, то на память приходит «байка» про Генри Форда. Все знают о его приверженности к чёрному цвету. И когда его спросили, какого цвета должен быть автомобиль, он ответил: «Автомобиль Форд может быть любого цвета, если он «чёрный!». Так что иногда заказчик может выразить своё предпочтение цветового решения, но это может относится, скажем, исключительно к фирменному стилю предприятия. Но главным здесь являются знания, чутьё и опыт дизайнера: его умение выбрать материал и технологию изготовления, исходя из условий эксплуатации изделия, степени эмоционального воздействия на потребителя и, соответственно, цветового решения, что в конечном итоге влияет на маркетинг.

Что касается влияния каких-либо модных трендов на дизайн промышленных изделий, то я бы отметил течение «постмодернизма» в 80-х годах прошлого столетия, представителем которого являлась группа Мемфис во главе с Этторе Соттассом. Эти дизайнеры предложили тогда новые, неожиданные сочетания формы и материалов, яркие неоновые цвета поп-арта и китча. Для меня лично стало интересно использовать в лаконичном монохромном цветовом решении выделение неожиданным цветом отдельных элеменов изделия. В качестве примера привожу мои проекты: многофункционального телефона «Контакт», разработанного для фирмы «Электрон» в 1988 г., и двухкассетной стереомагнитолы с лазерным проигрывателем «Ореанда 205L» для фирмы «Фиолент» (г. Симферополь, 1989 г.).

Двухкассетная стереомагнитола с лазерным проигрывтелем «Ореанда 205L» для фирмы «Фиолент» (г. Симферополь, в 1989 г.), многофункциональный телефон «Контакт», разработанного для фирмы «Электрон» в 1988 г. Дизайн: © Евгений МонгайтСтереомагнитола «Ореанда 205L» и телефон «Контакт». Дизайн: © Евгений Монгайт.

Мария Калашник, дизайнер интерьера, член секции «Интерьер и оборудование» СПб СД. Могу точно сказать, что в моей сфере дизайна интерьера, как и в любой сфере дизайна, по моему мнению, на настоящий момент не существует однозначно запретных цветов. Когда дизайнер начинает свой проект, безусловно, могут быть ограничения в колористике, связанные с личными предпочтениями заказчика, а также средой расположения самого проекта – окружение может диктовать некоторые ограничения в использовании цветовой палитры. Важной деталью являются предпочтения самого дизайнера, особенное чутье некоторых оттенков, следовательно, умелая работа именно в данной гамме. Но, как мне кажется, намного эффективнее погружаться в каждый проект в индивидуальном ключе, так как интерьерное пространство всегда неповторимо, а также имеет свой собственный характер и цветовую палитру, которая делает его особенным.

В своей деятельности я, безусловно, сталкивалась с цветовыми предпочтениями клиентов, которые зачастую отсекали часть цветов, следовательно, ограничивали использование полной цветовой палитры. В моей практике цвет является самым частым первым пожеланием заказчика. Данную повторяющуюся особенность могу объяснить тем, что это самая «простая», «лежащая на поверхности» эстетическая черта, которая бросается в глаза непрофессиональному взгляду, это вопрос, который хотят решить в первую очередь. В то же время, я всегда радуюсь конкретным предпочтениям, так как «цветовая информация» чуть глубже открывает для меня внутренний мир, характер, настроение моих клиентов. Это является для меня скорее импульсом для раскрытия индивидуальности, ведь зачастую в создаваемом пространстве клиент будет проводить большую часть времени своей жизни или представлять его как внутреннюю атмосферу своего бизнеса.

Я считаю, что с любым цветом возможно работать, каждый является для меня вдохновением и импульсом. В своих проектах я стараюсь не ставить для себя никаких ограничений, адаптировать полную цветовую палитру к существующим условиям и пожеланиям клиентов. Колорит интерьера во многом задаёт его характер и восприятие, настроение людей, которые будут в нём жить или работать. Поэтому цветовой аспект любого проекта является очень тонким вопросом, которому я уделяю особенное внимание.

kalashnik_color.jpgФотографии интерьерных тканей, используемых в проектах.

Иван Куликов, графический дизайнер, креативный директор и основатель брендингового агентства «Терминал дизайн». Никаких запретов нет. Есть более или менее общие комментарии со стороны заказчика относительно корпоративных цветов, выбранных когда-то кем-то, но с течением времени и они, обозначенные в гайдлайнах, претерпевают изменения. Давным давно нам довелось работать с одним известным Петербургским футбольным клубом, где мы пробовали менять цвета. И это было интересно, потому как ничего кроме «сине-бело-голубые» в деталях про цвет было неизвестно. А какие именно это синий и голубой (с белым вроде как всё более или менее ясно), никто не знал. В конце 2005 года с приходом нового хозяина в ФК «Зенит» были предприняты попытки регламентирования цветов, которые меняются в оттенках от сезона к сезона по сей день, но в базе, конечно же, для болельщика остаются неизменными. 

Логотип ФК «Зенит» не принятый заказчиком в 2007 году. Дизайн: Иван КуликовЛоготип ФК «Зенит» не принятый заказчиком в 2007 году. Дизайн: © Иван Куликов

Продолжая футбольную тему, интересен тот факт, что в 80-е годы в Англии в связи с развитием агрессивного фанатского футбольного движения, во многие бары был введён запрет на вход в клубных «корпоративных» цветах. Тогда появилась мода на одежду люксовых брендов, которая существует и по сей день. В Лондоне стали появляться таблички с запретом на вход в Barberry или Stone Island, что, конечно же, подстегнуло формирование новой культуры Terrace Casual в околофутбольной среде, сделав присутствие сближенных пастельных цветов в одежде определённых брендов новым знаком отличия и социального статуса у мужчин.

Цвет является мощнейшим инструментом идентификации бренда, однако сегодня, как мне кажется, он теряет свою незыблемость и играет меньшую роль в рекламных визуальных коммуникациях. Стереотипы, да, они существуют, от них никуда не деться, но мир меняется и с развитием и появлением повсеместно высококачественных цифровых экранов мы будем реагировать на движение, анимацию, тональный контраст больше, чем на статичное изображение с определённым цветом. Заказчик тоже меняется. Он точно становится моложе.

Александр Трофимов, графический дизайнер, фотограф, основатель и директор студии TrofotoDesign. Запретных цветов «вообще» в моей профессиональной работе нет. Есть только свой внутренний запрет на определённые оттенки, «грязные» цвета. Базовых-то цветов всего семь, но три основные из них мы практически никогда не используем в чистом виде.

Ограничения от лица клиента для нас, графических дизайнеров, всегда приходят с логобуком, в котором прописаны цифровые параметры цвета: он указан по эталонным цветам (CMYK, Pantone, RAL Design и др.). Это очень облегчает нам работу, и беда с теми клиентами, у которых такого цветового норматива нет. Но это всё же не о вкусах.

Определённые цвета и оттенки вызывают эстетическое удовольствие, другие же отторжение. Но в практической работе не стоит руководствоваться только этим. Возможно, что в каком-то проекте стоит обойтись только чёрным. И пример из нашей практики могу привести – это разработка брендбука для модного бренда BELKA. Понимая, что у этой компании впереди ещё будет много коллекций, и цвет их может быть любым, предложенное лаконичное чёрно-белое решение марки дало возможность сделать акцент именно на цветовом многообразии коллекций. Чёрный цвет – это не обязательно цвет траура, это цвет строгости и беззвучия. Кроме того, чёрный цвет достаточно хорошо сочетается со многими другими цветами. Во многих случаях чёрный цвет просто идеален для графического дизайнера: с ним не промахнёшься!

Система идентификации модного бренда BELKA. Дизайн: © Александр Трофимов
Система идентификации модного бренда BELKA. Дизайн: © Александр Трофимов. 2017

Алёна Шишанова, дизайнер моды, доцент кафедры «Дизайн костюма» СПбГУПТД. В моде всегда существуют трендовые цвета сезона (по версии Pantone) и классическая база. Чёрный и белый не выходят из моды никогда, а такие базовые цвета гардероба, как серый и бежевый, могут менять свою насыщенность и тональность от сезона к сезону, в зависимости от направления трендов. Иногда какой-то цвет в моде доминирует до такой степени, что получает статус «новый чёрный». Так, например, осенью этого года «новым чёрным» стал натуральный белый или молочный. Монохромные белые образы, включая обувь и аксессуары, для осени и зимы представили очень многие бренды. На смену ахроматической гамме в моду всегда врывается цвет, причём в самом нахальном варианте – например, шокирующая фуксия, кислотный зелёный.

Запретного цвета в дизайне одежды нет. Но существуют нежелательные сочетания, например, натуральный белый и белоснежный в одном костюме – это грубейшая ошибка, потому что натуральный белый на фоне белоснежного всегда будет восприниматься грязным, а в одежде это недопустимо. Оттенки земли обычно смотрятся довольно уныло, но в фактурных тканях (бархате, вельвете или замше) выглядят благородно и живописно.
 
Позволить себе в одном костюме весь спектр цветов радуги – это почти всегда за гранью хорошего вкуса и культурный шок, исключение составляют вышивка и принты. Например, фантастической красоты и сложности многоцветные вышивки в моделях дизайнеров Татьяны Парфёновой и Стаса Лопаткина. Со второй половины ХХ века в моде существовало негласное правило одеваться в три цвета, не более. Эту традицию нарушили в 90-е годы Джанни Версаче, Стефано Габбана и Доменико Дольче. Как правило, молодые дизайнеры, врывающиеся в мир моды, стремятся разрушить стереотипы, и зачастую цвет является главным оружием в их руках.

Spring Summer 21 Women’s Campaign | Dolce&Gabbana
Рекламная кампания для женщин | Dolce&Gabbana

Александр Семёнов, кандидат искусствоведения, автор книги «Дизайн мебели в СССР». Буквально недавно дискутировал со студентами на тему запретных цветов. При всей моей толерантности, так сказать, я не смог уйти от стереотипного представления о свежем дыхании: ну не может оно изображаться в виде жёлтого или зелёного цвета. Все эти «морозные свежести», «горные прохлады» традиционно синие, в крайнем случае белые. Где вы видели поток свежести изо рта в виде ядовито-зелёной струи?

В выстраивании ассоциативного ряда между каким-либо явлением и присущим ему цветом есть природные предпосылки. Социально-культурный опыт визуальной рефлексии во многом базируется на естественных цветах гниения или зрелости, холода или тепла… Может ли дизайнер разорвать цепочку стереотипности между цветом и явлением? Конечно, это возможно. Даже природа использует нашу наивную нормативность в собственных целях: разноцветно-привлекательные, но очень ядовитые рыбы, растения, животные, например.

Такой контекст предполагает наличие запретных цветов в разных областях. Но эти запреты основываются не на объективных критериях, а, скорее, на исторически сформированных ассоциациях. Мы привыкли видеть скульптуры однотонными, а процесс натуралистичного их раскрашивания вызывает у многих возмущение – фу, как в странах третьего мира! При этом в древности именно раскрашенная скульптура была нормой. Радужная часовня выглядит очень духоподъёмно, но из-за негласного запрета на радугу, ей возвращают унылый цвет силикатного кирпича. Монтажная пена имеет цвет соплей, но ими не является. А если её выкрасить в голубой, то вообще можно выдать за бабблгам. В общем, запреты, конечно, есть. Но их можно преодолевать.

semenov_color_01.jpg
Раскрашенные советские скульптуры (и одна до раскраски) в санатории «Выборг-3» (Конккала). Источник фото: wikimapia

semenov_color_02.jpgЧасовня иконы Божией Матери «Живоносный источник» в селе 3-я Коммуна Саратовской области до и после смены цвета. Источники: фото слева, фото справа

Давид Авакян, дизайнер, эксперт в области авиабрендинга, основатель дизайн-агентства ASGARD. Цвет в руках дизайнера – важнейший инструмент воздействия на целевую аудиторию! Безусловно, этому уделяется большое внимание при проектировании архитектуры и предметов дизайна. В графическом и вовсе занимает доминирующую позицию при создании айдентики и рекламы. На протяжении времен пристрастия и запреты на определенные цвета были и остаются в обиходе различных сообществ. Со временем они могут меняться. И я нахожу это нормой. Тем не менее, для грамотного дизайнера нет запретных цветов. Есть задача, которая определяет выбор схемы формирования общественного мнения. В моей профессиональной практике мне часто приходится сталкиваться с разного рода «спецами» и отстаивать свою точку зрения. Эта «натренированность» помогла мне запустить множество проектов, которые шли вразрез со сложившимися стереотипами. 

Мы были первыми в России, кто начал использовать чёрный цвет в брендинге сети ресторанов MarketPlace. Тому было свое объяснение. Формат ресторана опирался на концепцию здоровой еды, делая отсылки к традициям рынков южных европейских городов. Отсюда грифельные таблички, рукописный  текст, соответствующий брендинг. Как показала история, это был настолько удачный образец, что он тут же нашёл массу подражателей. И это прекрасно! 

Потом запустили брендинг совершенно новой яркой авиакомпании юга России. Нам удалось слоганом объяснить применение позитивной цветовой гаммы. Достаточно было заявить, что стиль – олицетворение моря, солнца, ясного неба и южного гостеприимства! Сейчас самолеты авиакомпании Azimuth выгодно отличаются от собратьев по небу. Два года назад, опять же первыми в России, применили радикальный красный цвет в брендинге горнолыжного курорта Красная поляна. Тоже было непривычно, но помогло название и национальные традиции. А совсем недавно убедили чиновников из министерства в том, что не только пятьдесят оттенков синего могут говорить о современной науке. Брендинг Science of the Future и ребрендинг Вузпромэкспо – яркие примеры нового облика научных форумов.

ASGARD design​Комплексный брендинг авиакомпании​ Azimuth. Ребрендинг курорта Красная Поляна. Брендинг сети ресторанов Marketplace. Дизайн: © Давид Авакян, Ольга Лосева

Боремир Бахарев, дизайнер среды (студия TrofotoDesign), куратор профиля «Дизайн среды» Высшей школы экономики в Санкт Петербурге. 

– Есть ли в сфере Вашей профессиональной работы запретные цвета?
– Сталкивались ли с ограничениями в колористике от лица клиента?
– Есть ли собственные представления о желательном, допустимом и невозможном в цвете применительно к своей практике?

На все выше перечисленные вопросы коротко можно однозначно сказать «нет». Каких-то жёстких ограничений (помимо заранее уточнённых в ТЗ) не встречал и не вижу в этом никаких проблем в той профессиональной области, в которой я работаю. Безусловно, есть цвета (красный) или сочетания (жёлтый-чёрный), которые работают как сигнальные, и дизайнеры их активно используют в решениях и проектах. Есть очень много исследований по поводу цвета, и помимо физических характеристик и свойств цветов, культурных традиций, затрагивающих этот вопрос, конечно, присутствует доля личного, субъективного восприятия. Для меня – явно отличным )) – является Красный: цвет акцента, безусловно, привлечения внимания. Но, считаю, что он может корректно работать в экстерьере и в интерьере, причём в разном количестве. Тут уже скорее вопрос к конкретным задачам проекта и профессионализме дизайнера.

Дизайн арт-объекта KANGAROO, который входит в серию ANIMALS. Дерево, эмаль, металл (серебрение). 600x200x200 мм. Автор идеи: © Боремир Бахарев. 2016
Арт-объект KANGAROO из серии ANIMALS. Дерево, эмаль, металл (серебрение). 600x200x200 мм. Дизайн: © Боремир Бахарев. 2016

Светлана Данилова – архитектор, директор Центра развития комфортной городской среды СПбГАСУ, доцент кафедры «Дизайн архитектурной среды» СПбГАСУ. Не столько сами цвета, как их сочетание и количество, а также функция и статус пространства, в котором они работают. То, что уместно в качестве акцента из ярких цветов и заряжает дополнительный энергией в общественном пространстве, например, рядом с Домом Культуры, Музеем или офисным центром, где посетители находятся недолго и нуждаются в определенном психологическом переживании – находясь на бизнес-ланче или в поиске вдохновения или релакса, – абсолютным диссонансом срабатывает в жилой среде в качестве ежедневного вида из окон. Тут влияет масштаб арт-объекта или малой архитектурной формы, площадь рабочей плоскости, например, в мощении, коридоры видимости и точки восприятия. При этом зимний и летний ландшафт – две разных полюса. Проектировать и принимать решения надо, находясь биполярно сразу как бы в двух временах года.

Я глубоко переживаю за использование сигнальных чистых цветов и их контрастных сочетаний в исторической части города и на детских площадках. Самый вопиющий пример – детская площадка около здания Адмиралтейства с жёлтыми качелями на фоне сдержанного цвета исторического фасада здания. Обращали внимание? Это место хорошо просматривается от Медного всадника, Дворцового проезда, Исаакиевского собора и годами было практически забито скоплением детского оборудования морально-устаревшего дизайна в стиле а ля «русский китч» и диссонирующих жёлто-красных сочетаний. А ведь речь идёт о «Золотом треугольнике» Санкт-Петербурга. Если говорить о спальных районах периферии, то именно объекты на игровых зонах для подрастающего поколения влияют на формирование вкуса, иногда это чуть ли не единственная возможность получить опыт соприкосновения с дизайном в депрессивной сельской постсоветской среде, где я часто работаю с местными муниципалитетами.

Мои самые успешные и талантливые выпускники, кстати, победители конкурсов и активно работающие в международных компаниях, центрах компетенций и известных московских бюро – часто из провинции. Я выросла в «спальном гетто» Петербурга, хотя и являюсь коренной петербурженкой, и чувствую проблематику дефицита эстетики и цвета в таких кварталов довольно остро. О вкусах не спорят, но при внедрении соучаствующего проектирования выбор цвета важно отдавать в руки профессионалов. Мы должны повышать качество внедряемой эстетики, при этом объекты могут быть акцентными и фоновыми – тут два совершенно разных подхода в работе с цветовыми сочетаниями. Часто клиент «хочет ярче» и настороженно относится к тёмно-серым цветам.

В Виллози – лучшем объекте благоустройства по итогам конкурса Правительства Ленинградской области 2020 года – использованы тёмно-серые цвета с натуральным деревом, но мы перекрасили саму въездную надпись по просьбе администрации, добавив светлый цвет в буквы «Виллози» уже после реализации. И это, кстати, освежило и придало объёма композиции въездной группы: арт-объект стал лучше восприниматься ночью, отражая подсветку. Я осознанно пошла на этот компромисс.

Концепция благоустройства и развития поселка Виллози.
Благоустройство в поселке Виллози.

Есть шаблоны муниципального благоустройства, которые нужно «ломать», если мы хотим повышать качество эстетики, например, покраски поребриков в белый цвет в жилых дворах или ограждения жёлто-зелёного цвета, как это было в Москве перед приходом мэра Собянина. Но есть архетипы и ценности, определённый символизм цвета и особенности менталитета, которые надо дополнительно постигать, в том числе опытным путём и дополнительными научными исследованиями. Есть ещё и политический ресурс по работе с цветом, и нам ли, обществу, прошедшему фатальные испытания по трансформации общественного сознания за последние сто лет, этого не знать. При этом Виллози – это знаковый объект благоустройства, на который ориентируется весь регион, так как комплексному обновлению подверглась среда всего посёлка, объект разделён на этапы реализации, и получается на протяжении нескольких лет внедрять единый дизайн-код, в который заложена цветовая гамма. Здесь нюансного сочетания получилось достичь с использованием натуральных цветов и светлой гаммы на детских площадках этого населённого пункта. Для этого нужно при авторском надзоре контролировать цвет деталей и безопасного резинового покрытия, работая в связке с производством и поставщиками.

Я уверяю, что цветом безопасного резинового покрытия – важного элемента любой игровой зоны – можно легко «убить» объект или отстоять первоначальную цветовую гамму, заложенную ещё в концепции. Масса этого цветового пятна в городской среде и ландшафте весьма большая, отлично воспринимается с верхних этажей. При этом детям хочется эмоций – яркие цвета – да, но они должны работать комплементарно, по возможности быть сложными или дополняться: в качестве «разбавляющего» в ландшафте отлично подходит серый или бежевый. При этом нужна палитра, и иногда процесс упирается в финансирование – приходится маневрировать в ограниченной гамме цветов и материалов. Также ценны устоявшиеся рабочие контакты с ответственными исполнителями, особенно на финише. Подрядчики, зная мой стиль работы, согласовывают с муниципалитетами каждую деталь, даже цвет листвы и щепы при озеленении. Но такой нюансный комплексный подход надо выстраивать и доносить участникам процесса годами. В этом смысле есть стадии, предшествующие проектированию – выполнение дизайн-кода и брендбука, но не все заказчики и специалисты владеют грамотностью в этом вопросе. Опыт выполнения исследований на кафедре «Дизайн архитектурной среды» и внедрение наработок за последние несколько лет в Ленинградской области являются примером выстраивания успешной связи между теорией и практикой. Особую миссию в этом я вижу в работе Санкт-Петербургского Союза дизайнеров.

Владимир Корольков. Предложенный разговор показывает необозримость темы. Однако, иной раз действительно хочется копнуть серьёзнее, поскольку стереотипы бывают не такими уж безобидными в своём ограничивающем рвении. Вспомню ещё один случай из своей практики. Я тогда работал над концепцией системного стилистического сопровождения важной конференции, которая была посвящена безопасности дорожного движения. Знаком её я сделал ветряную вертушку о пяти лопастях и в пяти цветах. Получив первую подпись в московской инстанции, вторым этапом разработки должен был получить утверждение её уже в Петербурге. Но местный начальник (по совместительству видный депутат видной партии) увидел в этом многоцветном и бодром коловращении ни много ни мало... символику нетрадиционного гендерства. В итоге идея была скальпирована, оскоплена и изуродована довольно тоскливым примитивом. Пошла в дело уже без моего участия: подписаться под ней я не мог. Похоже, сейчас радуга, как знак атмосферного естества, как символ христианской взаимосвязи земного и небесного, как повод для восхищённого реализма у живописцев, как элемент сказового фольклора и т.п., претерпевает незаслуженное вымарывание из обихода. Она перестаёт быть тем, что, например, дети, в головах которых ещё нет никаких ограничений, всегда рисуют наряду с мамой-папой, птичками, цветами и феями. И «Цветик-семицветик» с подачи новых инквизиторов перестал был знаком волшебства и доброты, а скукожился лишь до пугающего «нормативщиков» выражения свободного волеизъявления. «Смешарики» тут лишь робко оглядываются…

Получается, что цвет – это всегда нечто большее, чем кажется при первом взгляде. И тут я соглашусь с точкой зрения, что дизайнерское сообщество может выступать воспитующим, направляющим и систематизирующим началом. А сама тема, конечно, не может быть вычерпана лишь несколькими мнениями и, надеюсь, найдёт отражение здесь и в дальнейшем.


Вступительный текст: © Владимир Корольков. 
Материал подготовили: Александр Трофимов. Владимир Корольков.