Александр Пилин. Разговор с дизайнером

alexander_pilin_01.jpg

Сергей Дужников продолжает цикл интервью с членами Санкт-Петербургского Союза дизайнеров. Встреча с Александром Васильевичем Пилиным, членом секции «Арт-дизайн», только что открывшим в Бураново (Удмуртия) свой музей-галерею войлока и текстиля.

С.Д. Александр Васильевич, добрый день!

А.П. Приветствую, Сергей Юрьевич.

С.Д. Может быть будем, как обычно, на ты?

А.П. Конечно, без проблем.

С.Д. Позволь, в начале разговора, дать небольшое разъяснение. Это интервью происходит после довольно длительной паузы, тут и субъективные, и объективные причины. Вообще идея зафиксировать некоторые важные моменты в подобном формате у меня родилась в 2017 году, когда исполнялось 30 лет нашему Санкт-Петербургскому Союзу дизайнеров. Первыми участниками стали делегаты Учредительного съезда Союза дизайнеров СССР 1987 года и создатели ленинградской организации, затем формат расширился, и к таким авторитетам, как Евгений Монгайт, Вячеслав Фатов, Георгий Гожев, Василий Бертельс, Валерий Тимошенко добавился, к примеру, Дмитрий Мареев, человек совсем иного поколения… И вот ты, Александр, совершенно вывел меня из равновесия открытием своего музея, о котором, как я знаю, давно думал и его системно выстраивал. Сейчас нам всем необходимы позитивные события. К тому же мне очень интересны жизненные ситуации, когда результат изначально не предсказуем, однако, почему-то, случается. Ты ведь по образованию инженер-конструктор, не так ли? И как тебя закинуло в дизайн — возможно, в детстве что-то этакое произошло, мы ведь все родом оттуда?

Арт-объекты: 1. «Теплый Тор». 1998. 2. «Три конуса, два из которых влюблены в конусиху». 1998
Арт-объекты: 1. «Теплый Тор». 1998. 2. «Три конуса, два из которых влюблены в конусиху». 1998

А.П. Спасибо, что пригласил меня к этому разговору. Путь к профессии дизайнера был долгим и не простым.

Я занимался в ИЗО студии в Доме пионеров, как водится, и к концу школы стал присматриваться к худграфу пединститута. Но что-то он меня не вдохновлял своей унылостью. Друзья мои нацеливались на одну из самых престижных профессий в Ижевске — конструирование спортивного оружия... это же мальчишки. Лириков в стране было и так предостаточно, поэтому я двинулся в конструкторы спортивно-охотничьего оружия. Закончил ВУЗ, остался в научной лаборатории, работал, надо сказать, с интересом — получил более трёх десятков свидетельств на изобретения, но чувствовал, что это не совсем моё.

В те времена, а был это 1975 год, можно было получить высшее образование только один раз. Правда была форма обретения «нестандартной» для инженера грамотности в творческих ВУЗах — курсы повышения квалификации. Вот этим я и воспользовался.

Было у меня дополнительное обучение и в МВХПУ им. С.Г. Строганова, и в Свердловском архитектурном институте, и на художественно-графическом факультете Удмуртского университета. Слушал лекции по истории искусств, работал на кафедре скульптуры, делал проекты по композиции, занимался рисунком, керамикой и т.д. Затем была аспирантура, но опять техническая в купе с педагогической (защищать диссертацию пришлось в институте физкультуры ГЦОЛИФК), частые поездки в Москву. А там встречи с художниками, выставки и, конечно, консультации по проблемам стрельбы в биатлоне в сложных метеорологических условиях. После защиты диссертации 1985 году – преподавательская работа, но и постоянные творческие поиски в разных материалах – металл, керамика, кожа и, в конце концов, текстиль.

При этом я делал персональные выставки. На одной из московских получил предложение от французского балетмейстера Кристиана Роболя участвовать в престижной выставке Pret-a-porter модной женской одежды в Париже. Правда, было одно условие — материал проекта должен быть непознанным в Европе. Вопрос был серьёзный, тема для меня супер-новая, но дело было на закрытии экспозиции — вино, коньяк, хорошая компания и… я согласился. Напрямую, то есть пойти в магазин и купить незнакомую на западе ткань, как ты понимаешь, в начале 90-х было невозможно. Но я, как говорят в математике, пошел от противного. Самым «противным» в те времена был валенок из грубой шерсти. Жесткий, сформованный на мифическую среднюю ногу, натирающий всё и вся и мозолящий глаз российского обывателя своим патриархальным «дизайном». Однако, он стал и открытием для меня. Приобретя пар сорок я резал войлок валенка, формовал его, обнаруживал массу новых свойств и познавал материал. Наконец серия костюмов была готова, Кристиан поставил хореографию. В итоге мой войлок в 1991 году украсил главную галерею выставки. Кстати, жена французского президента открывала выставку именно на фоне моих работ.

Прошло много лет, я «оброс» реализованными в материале проектами. Из Франции вернулись восемь театральных кофров с костюмами из кожи и войлока, из Швейцарии, где на выставке художников по войлоку я поделил первое место, прибыла большая выставка войлочного кружева.

alexander_pilin_4.jpg

alexander_pilin_2.jpg
Авторские модели. Пальто и жилеты из войлока

В мастерской накопилась масса экспериментальных образцов войлочной обуви, защищенных патентами. Объекты выстроились в завершенный концептуальный ряд, и мне ничего не оставалось, как представить их в виде галереи или авторского музея. Благо случай помог приобрести сельскую школу-интернат, которую я постепенно реставрировал и преобразил. Сегодня у меня несколько экспозиций на первом и втором этаже дома — и под открытым небом в парке. Интересно, что в сельском клубе напротив музея разместился удмуртский народный коллектив «Бурановские бабушки». Однажды коллектив певиц занял второе место на Международном песенном форуме «Интервидение», став героями республики. Представь, сегодня Бураново настоящий центр культуры и туризма: с одной стороны улицы известные певицы в обновленном клубе, а с другой — известный дизайнер в своем музее.

alexander_pilin_1.jpg
Музей инновационного текстиля, бывшая школа-интернат, село Бураново

С.Д. Тогда пара слов о твоем музее. Отдельную зону там занимает «интегральная», назову ее так, таблица, где в точке совмещения координатных осей «X» и «Y» фиксируются различные варианты тканых изображений. Уф, еле произнес… все-таки у меня профильное образование мухинское, хотя и промдизайн — кстати, возможно поэтому мне твой подход и близок. Так вот, насколько для тебя в дизайне, если серьезно, важна системность проектирования при решении задач. Ведь сейчас многие, не секрет, мыслят «скетчами» и готовыми шаблонами, обходясь даже без предпроектного исследования.

А.П. Конечно, многолетняя инженерная подготовка, навыки научных исследований накладывают свой отпечаток, как ни крути. Ты уже не можешь безответственно опираться на первое впечатление — или, даже, на устоявшееся мнение авторитетов. Каждый раз пытаешься оценить ситуацию с иной точки зрения. Занявшись войлоком, я пришел к выводу, что определение «текстиль» несколько однобоко и слегка устарело. И вот иной взгляд на текстиль, а именно с позиций войлока, многое поменял и позволил формализовать технологические процессы и свойственные им визуальные эффекты. Думаю, именно знания инженера и исследователя, плюс навыки и умения, взгляд, чутье, если хочешь, художника позволили создать инструмент изобретательства, прогнозирования и расшифровки известных технологий и декоративных решений текстиля. Этот инструмент представляет собой, ты прав, некую матрицу, включающую в столбцах и строках формы войлочных изделий, а это плоскость, сфера, цилиндр (в том числе жгут и нить) и их плотности переплетения волокон. Матрица представляет собой аналог таблицы смешения цветов. В ней можно без многочисленных экспериментов найти прогнозируемый цветовой и декоративный эффекты. В матрице в столбцах заложены основы ковров или тканей, а в строках декор или уток тканого полотна. Выбрав тот или иной столбец и строку, на их пересечении размещается в соответствующей ячейке декоративный результат объединения этих элементов.

Матрица декоративных эффектов войлочного текстиля (1998), и первая матрица «эффекты декорирования войлочных ковров» в реальных примерах грубой овечьей шерсти (экспозиция музея)
Матрица декоративных эффектов войлочного текстиля (1998), и первая матрица «эффекты декорирования войлочных ковров» в реальных примерах грубой овечьей шерсти (экспозиция музея)

Например, по «формуле» типа «расчесанная шерсть белая» (в таблице столбец №1) + «полуготовый войлок черный» (в таблице строка №3) = (в результате уплотнения) декоративное решение типа войлочного ковра аллакииз (цифровое обозначение ячейки 1.3.), или 1+3 = 1.3. Ткань описывается формулой типа «нить белая» (в таблице столбец №8) + «нить черная» (в таблице строка №8) = (в результате уплотнения) декоративное решение типа сукно (цифровое обозначение ячейки 8.8.).

Новый системный подход можно использовать для создания IT-продукта или электронной программы типа «Feltshop» (felt - войлок) и повысить эффективность создания новых типов текстиля. Идею эту я докладывал на одной из американских конференций TED вместе с основателем известного символа «хештег»(«решетка»). Это специфика процесса. Она для узких специалистов. Возможно, это уже не для публикации?

С.Д. Отнюдь, Александр. Наоборот, дизайнеры должны знать «кухню» нашего творческого процесса. Но давай теперь о более общих вопросах. Какова, по-твоему, роль дизайна в сегодняшнем мире? И какова здесь позитивная роль нашего с тобой Санкт-Петербургского Союза дизайнеров? Спрашиваю, в том числе, и потому, что креативность подходов тебе точно не чужда.

А.П. Полагаю, что роль дизайна за период, прошедший с первого твоего интервью с Евгением Монгайтом, мало изменилась. В наших сегодняшних реалиях, как мне видится, помимо промышленного дизайнера на предприятии актуальной становится подготовка дизайнера-универсала, совмещающего функции организатора производства, промоутера, маркетолога и продавца в одном лице. ВУЗы, к сожалению, пока что таких не готовят. А что касается Санкт-Петербургского Союза дизайнеров — он уже является центром притяжения для специалистов и студентов. Это и выставки, и лекторий, и мастер-классы, и иные коммуникации. Это большие достижения, мне есть с чем сравнивать. У СПб СД есть возможность стать и своеобразной шлюз-лабораторией, или центром плавного перехода будущего дизайнера от студенческой скамьи в реальную жизнь производства дизайн-продукта.

alexander_pilin_7.jpg
1. Валенки для Пита Мондриана. К 130-летию со дня рождения. 2. Валенки для дамского созерцания зимы. 

alexander_pilin_8.jpg
Обувь комнатная, для тех, кто понимает

С.Д. Абсолютно согласен — сейчас как-раз идет осенний прием в наш Союз, и около десяти лет назад мы приняли решение облегчить условия вступления для выпускников профильных ВУЗов и кафедр: в течение года после окончания они могут подать заявление на вступление на основании представления защищенного диплома (на «отлично») и рекомендации кафедры, получая статус «Кандидат» на два года, после чего уже предоставляют свои личные проекты. Это такой «мостик» от студенческой скамьи в профессиональное сообщество.
Александр, последний вопрос, который традиционно задаю всем: дай, пожалуйста, своё личное определение, так что же это такое — «дизайн»?

А.П. Можно «формульно» ответить на этот вопрос. Однако, в лаконичную формулу вписывается многое, но не всё затем прочитывается. Поясню, опираясь на свой пример.

В свое время я был принят в Союз художников России, в секцию ДПИ. Прикладная функция декоративного искусства роднит эту секцию с некоторыми направлениями в дизайне сегодня. По результатам одной из Всероссийских выставок дизайна меня приняли в СД России. На выставке я показал новые текстильные технологии. Однако в моих работах продолжала превалировать декоративная составляющая. И даже когда я получил Национальный приз Союза дизайнеров «Виктория», я был больше художником ДПИ, чем дизайнером. Вот только когда я стал задумываться о расширении круга потребителей, о тиражируемости изделий, т.е. об эффективности производства, о технологичности, стоимости каждой операции, времени на изготовление и, в конечном итоге, стоимости самого изделия, я стал дизайнером. А настоящим дизайнером я стал, когда проникся идеями маркетинга, когда начал учитывать потребности выбранного сегмента рынка, его ценности, стал эффективнее коммуницировать с потребителем, продвигать и продавать свой продукт. Поэтому сегодня ответить на твой вопрос могу только опираясь на слова маркетологов: хороший дизайн-продукт всецело (в том числе, конечно, и эстетически) отвечает потребностям покупателя и продаёт себя сам. Или еще короче: «Дизайн — это всестороннее удовлетворение потребностей человека с выгодой для производителя».

alexander_pilin_6.jpg
1. Обувь комнатная, 2018. 2. Валенки для зимнего счастья, 2020

С.Д. Александр, большое спасибо за откровенный, интересный разговор — удачи тебе и твоему «новорожденному» Музею!

Бураново – Санкт-Петербург, август – сентябрь 2023