Секция «Промышленный дизайн». 2020

2020 всем запомнится как тяжелый и очень долгий год, когда в привычное течение жизни пришли разительные перемены. Конечно, он не прошел без потерь, но в это предновогоднее время хочется вспомнить хорошие моменты и провести ретроспективу самых интересных проектов, которые выполнили члены секции «Промышленный дизайн». Из тех, что уже можно показывать, так как значительная часть работ можно будет продемонстрировать лишь после запуска изделий в производство. Специфика профессии, отнесемся к ней с уважением.  


Владимир Степанов

За время работы на предприятии ЛОМО с 1968 года, Владимиром Ивановичем было выполнено свыше 200 проектов по звукотехнике, микроскопам, кинопроекционной аппаратуре, а также фотоаппаратов, телескопов и других сложных оптико-механических приборов. Свыше 100 изделий заявлено на промышленный образец. Не менее интересны и его художественные работы. В уходящем году свет увидели три сборника работ Владимира Ивановича: «Промышленный дизайн», «Живопись» и «Графика».

stepanov_vladimir_2021_02.jpg

«Промышленный дизайн». На ЛОМО я попал во многом случайно. Несмотря на то что дипломную работу курировали в другой организации, получилось так, что направили меня по распределению на ЛОМО. На фирме мне очень понравилось. Работа дизайнера была трудной, но очень интересной. В то время у нас выпускалась огромная номенклатура изделий – свыше 500 штук. После получения от конструкторов технического задания начиналась совместная работа. Наша задача как дизайнеров заключалась в том, чтобы представить внешний облик изделия, сделав его привлекательным для потребителя. А для этого нам, дизайнерам, нужно было обязательно иметь очень хороший художественный вкус. В 1960-е годы на фирме еще не было компьютеров: они пришли позднее, в 1970–1980-е, так что все эскизы приходилось рисовать вручную, да еще красками. Но мы справлялись, будучи одной дружной командой. Наша дизайнерская группа со своими изделиями и проектами принимала участие во многих выставках как в нашей стране, так и за рубежом, неизменно завоевывала награды и призы, пользовалась большим авторитетом. В целом, на ЛОМО было приятно работать. Коллектив, который меня окружал, был творческий, интересный. Каждый из коллег был индивидуален по-своему, но ближе всего мне были дизайнеры: Николай Яковлевич Пантелеев и Игорь Сергеевич Акишев. Николай был в душе большой художник, а Игорь больше дизайнер – проекты лепил быстро и точно. Вот эти два человека были мне ближе всего. Мы часто встречались семьями и понимали друг друга, что нас и сближало. Можно сказать – большая дружба была. Иногда и проекты совместно делали. Были как взаимная критика, так и конструктивные пожелания. Работа с конструкторами шла с пониманием друг друга. Идеи и проекты, нарисованные нами, доводились до конца, и все были довольны результатом. Мне нравились инженеры, с которыми я работал, поэтому хочу сказать, что все 42 года, что я отдал предприятию ЛОМО, были прожиты не зря. Мною было разработано свыше 100 изделий, поэтому я рад этому предприятию, его руководству и большому коллективу.

stepanov_vladimir_2021_03.jpg

stepanov_vladimir_2021_04.jpg

stepanov_vladimir_2021_05.jpg

«Графика». В своем творчестве, помимо работ акварелью, маслом и гуашью, я постоянно занимался и до сих пор занимаюсь рисунком, набросками с натуры. Меня волновало все вокруг. Это люди, их движения, позы, характеры, наряды и прочие детали, а также места, где они проживают и находятся. Изображал озера, реки – нашу родную, так близкую мне природу. Но для того чтобы все это изобразить, не хватало знаний. Приходилось кропотливо изучать историю искусств и рисунки старых мастеров. Особенно любим замечательный немецкий живописец, мастер рисунка и гравер Альбрехт Дюрер (1471–1528 гг.), великолепно схватывающий пропорции и их взаимное соответствие. Его работы очень тонки, изящны, с гибкими линиями точнейшими штрихами, при этом – только черные. Другой гениальный художник – Рембрандт ван Рейн (1606–1669 гг.). Его рисунки колоритны, свободные линии точно передают движение и характер. А также большой мастер – Валентин Серов. Будучи великолепным рисовальщиком, он возвел карандашный рисунок из статуса «простого наброска» в ранг самостоятельного произведения искусства. Эти художники привили во мне любовь к карандашу, перу, линиям, которыми можно передать объект на бумаге. Эта игра, музыка линий и штрихов, передающая состояние действительности.

stepanov_vladimir_2021_01.jpg

«Живопись». Рубеж 1950–1960-х годов был временем обновления нашего искусства, появления молодых талантливых специалистов, определивших вектор развития советской культуры того времени. Этот период был вскоре назван «суровым стилем», поэтому я был склонен к конкретному знанию действительности. То есть меня интересовала жизнь окружающих меня жителей маленького городка Сатка, эти уральские места, улочки и дома. Конечно, больше всего я хотел изображать жизнь здешних людей, когда увидел и сравнил ее с жизнью в большом городе, – они совершенно отличаются. Этот малый город жил своей спокойной, размеренной жизнью, мне это запало в память, и все хотелось запечатлеть и изобразить. Много было сделано этюдов, набросков, зарисовок, чтобы передать строгий колорит тех мест. Это пришло не сразу, только через годы. Все, что изображено, – говорит моя душа, мое видение и моя любовь к родному краю и людям, особенно к старому поколению. Люди, жившие там, по большей части простые и скромные, много сделавшие для нашей страны. Своими работами я попытался отразить весь колорит того периода и донести, какое творческое время это было.

Виталий Тарасов

Новое портативное устройство Evapolar EvaPure сочетает в себе 3 разнообразные функции – дезинфицирует воздух, дезинфицирует поверхности, обогащает воздух кислородом. Вам больше не нужно запасаться 3 разными устройствами, чтобы чувствовать себя в безопасности от микробов и бактерий. Мы создали современное стильное решение размером с руку, которое представляет собой новое поколение дезинфекторов, дезинфицирующих средств и оксигенизаторов воздуха. В отличие от традиционных дезинфекторов, распыляющих дезинфицирующую жидкость, принцип работы основан на прямом испарении перекиси водорода. 

tarasov_vitaliy_2020_01.jpg

Во время этого процесса активные ионы кислорода высвобождаются в атмосфере и сильно влияют на все бактерии и вирусы, которые они встречают, убивая или ослабляя их. Мы зарегистрировали уменьшение количества микроорганизмов на 92% в воздухе через час работы EvaPure. 

tarasov_vitaliy_2020_02.jpg

Мы используем наш запатентованный материал EvaBreeze в качестве испарительного средства для EvaPure. Эта технология зарекомендовала себя в наших воздухоохлаждающих устройствах, демонстрируя эффективное испарение воздуха при большой площади поверхности и небольшом объеме устройства. Это возможно благодаря наноразмерным волокнам, которые образуют очень пористую структуру. 100% неорганический состав нашего материала позволяет впитывать дезинфицирующую жидкость и доставлять её активные компоненты в воздух, не создавая среду для размножения вредных микроорганизмов. Никакой другой материал не может этого сделать.

Посмотреть видеоролик

Николай Февралёв

В Центре технологических проектов СПбПУ разработана многоцелевая патрульная беспилотная надводная платформа CyberBoat 330 и презентована на форуме «Армия 2020». Особенностью CyberBoat 330 является система технического зрения (СТЗ), система расхождения с препятствиями, система поддержки курса; СТЗ: (ЛИДАР, РАДАР, камера 360, стереокамера, АИС, эхолот, тепловизор) или любые другие под требования решаемой задачи; управление посредством эргономичного рабочего места оператора или с мобильной станции на базе ноутбука, планшета или телефона, работа в групповом режиме; полезная нагрузка устанавливается вместо переднего люка массой до 160 кг в зависимости от энергоустановки.

fevralev_nikolay_01.jpg

Форум «Армия-2020»

Посмотреть видеоролик

Дмитрий Мареев, студия промышленного дизайна FORMA

Пусть 2020-й год был не из лёгких, но с точки зрения количества реализованных проектах он определенно порадовал. Больше дюжины нашей разработки увидели свет, сейчас их можно встретить на дорогах, реках, предприятиях, в магазинах и больницах. Надеюсь, что этот несомненный успех вдохновит дизайнеров, конструкторов и бизнесменов на создание еще более смелых и инновационных проектов, ведь современные продукты можно разрабатывать и производить у нас в стране, даже во время пандемии. Это сложно, но нет ничего нереального. Сейчас мы продолжаем работу сразу над несколькими крайне интересными проектами, так что и в следующем году у нас будет чем порадовать коллег и любителей российского дизайна.  

Статьи о электрокатере «Молния», остановочных павильонах для Санкт-Петербурга и линейке смесителей RedBlu PalaceBit уже публиковались на сайте Союза, поэтому хотелось бы отметить еще один проект, увидевший свет в 2020-м году – шлагбаум PERCo-GS04. 

Шлагбаум Perco GS04

Шлагбаум Perco GS04

forma_studio_2020_15.jpg

forma_studio_2020_09.jpg

Презентация шлагбаума PERCo GS04. Посмотреть видеоролик.

Автоматический шлагбаум PERCo-GS04 является преграждающим устройством для проезда транспортных средств и предназначен для использования на автотранспортных проходных предприятий и организаций, а также на парковках, платных стоянках, пропускных пунктах автотранспорта и т.д. Оборудуется одним из двух видов стрел – с круглым или с прямоугольно-овальным сечением. Длина стрелы может составлять от 2,5 до 4,3 метров. Стрела шлагбаума укомплектовывается специальным крепежом, предохраняющим шлагбаум от механических повреждений при наезде на стрелу, а также световозвращающими наклейками для обеспечения безопасности проезда. Материал корпуса – оцинкованная сталь с порошковым покрытием, стрела шлагбаума – алюминиевый профиль с порошковым покрытием. Управлять шлагбаумом можно от ПДУ (пульта, кнопки, выключателя), от устройства радиоуправления или от контроллера СКУД. Шлагбаум производится на заводе PERCo во Пскове. 

Подробнее о проекте можно посмотреть на сайте производителя.
Процесс создания дизайна шлагбаума показаны на сайте студии FORMA.

Материалы для статьи предоставлены Дмитрием Мареевым, Председателем секции «Промышленный дизайн» СПб СД