Архивные документы СПбСД

Рекомендации по определению авторского гонорара по направлениям дизайн-деятельности

Утверждены правлением
Союза дизайнеров
Санкт-Петербурга
Протокол Nº4 от 7 апреля 1994 г.

г. Санкт-Петербург, 1994

Решением правления
от ______ 1994 г. разрешается
пользоваться данными рекомендациями
члену Союза г-ну (г-же) _______
членский билет № ____


1. Рекомендации по определению размера авторского гонорара за разработку дизайн-проектов промышленных изделий производственно-технического и бытового назначения

І. Общие положения

1.1. Рекомендации предназначены для членов Союза дизайнеров Санкт-Петербурга, могут быть использованы при определении договорной цены творческих разработок при заключении договоров с госпредприятиями, фирмами, кооперативами, частными лицами и др. Цель — обеспечить взаимоотношения исполнителя с заказчиком. В размер гонорара не входят производственные и прочие затраты, которые определяются соответствующими статьями договора.

1.2. Настоящие Рекомендации разработаны на основе норм законодательства по авторскому праву Российской Федерации, а также устава Санкт-Петербургского Союза дизайнеров.

1.3. Договорные цены на дизайн-разработку устанавливаются до начала работы. Исполнитель /разработчик/ определяет цену на дизайн-разработку, которая согласовывается с заказчиком.

1.4. Размеры авторского гонорара приведены в долларах США (на момент выхода данных рекомендаций прим. редакции . Оплата производится в рублях по текущему курсу ММВБ.

II. Обобщенная типология обьектов дизайнерского проектирования

2.1. Стоимость дизайн-разработок /а также размер авторского гонорара/ устанавливается в зависимости от предметного и методического содержания дизайнерских работ с учетом степени новизны и оригинальности предлагаемых дизайнерских решений, сроков выполнения и объема проектной документации.

2.2. Общие принципы классификации промышленных изделий сводятся к предметной типологии объектов дизайна, построенной на отношении человека /потребителя/ с объектом потребления.

2.3. Общая структурная предметная типология составляет:
– класс I—ИЗДЕЛИЯ — инструменты для труда, бытат и отдыха / ручной инструмент, приборы, оргтехника ручного труда/. Основной атрибут и масштабный признак способа потребления — рука человека.
– класс II—ИЗДЕЛИЯ БЛОКИ — приборы, аппараты, машиныи оборудование для труда и отдыха. /Блок-приборы, посты управления, малые машины, оргтехника рабочего места/. Основные атрибуты и масштабные признаки способа использования - руки человека плюс органы зрения и слуха в рабочей зоне потребителя.
– класс II —ИЗДЕЛИЯ АГРЕГАТЫ — машины. морской, рельсовый транспорт, системы и оборудование производственно-технологического и транспортного назначения, приборные системы, пульты управления в среде с рабочим местом, машины — агрегаты, железнодорожный транспорт, станки, автоматы, технологические линии и др.) Атрибуты и масштабные признаки способа использования — тело оператора, машиниста, пассажиров в пространстве рабочей среды с двумя и более зонами управления, контроля и диагностики.

2.4. Уровень новизны проектирования определяется тремя группами:
Группа А — АВАНГАРДНЫЙ ДИЗАИН / создание новой оригинальной формы изделия или дизайн-изделия не имеющего прототипов и аналогов;
Группа Б — СОВРЕМЕННЫЙ ДИЗАЙН / создание новой формы изделия в рамках современных стандартов дизайна и эргономики, или дизайн изделия, имеющего близкие аналоги или прототипы
Группа В — МОДЕРНИЗАЦИЯ / частичные изменения формообразования отдельных элементов и цветофактурного решения изделия/.
Уровень новизны группы В не включен в табл. N 1; стоимость разработок данной группы оценивается по соглашению с заказчиком в пределах 60-75% от величин, указанных в таблице.

2.5. Степень конструктивно-технологической сложности дизайн-разработок оценивается по соглашению между разработчиком и заказчиком двумя категориями «простая» и «сложная». В табл. Nº 1 категории сложности отражены интервалом стоимости дизайнерской разработки.

III. Cостав работ по стадиям проектирования и номенклатура документации дизайн-проекта.

3.1. Разработка дизайн-проектов осуществляется в соответствии с техническим заданием, разрабатываемым заказчиком совместно с исполнителем. В техническом задании устанавливаются необходимые стадии и сроки выполнения разработки, состав работ по каждой стадии и перечень документации дизайн-проектов, выполняемой исполнителем на этих стадиях.

3.2. Стадия разработки дизайн-проектов, состав работ по стадиям проектирования, на сенклатура разрабатываемых художественно-конструкторских документов определены на основании опыта художественного конструирования, сложившегося в дизайнерских коллективах.

3.3. Стадия исполнения и художественно-конструкторская документация дизайн-проекта:
І этап — техническое задание, предпроектные иссладования. Документация: техническое задание , техническая записка по результатам предпроектного исследования, эскизы и технические рисунки.
II этап —дизайн-концепция (предложения) разработки. Документация: технические рисунки (планшеты), общие направления концепции композиционно-пластической формы, общие виды в ортогональных проекциях (эскизный вариант), общие решения эргономической схемы изделия.
III этап —эскизный проект. Документация: общие виды в ортогональных проекциях (планшеты), варианты,
эргономические схемы и параметры системы «человек-изделие-среда», демонстрационное изображение изделия, макет изделия, пояснительная записка концепции.
IV этап —дизайн-проект. Документация: художественно-конструкторский вид (внешний вид изделия, его общая композиция), уточнённая эргономическая схема, необходимые чертежи узлов изделия, карта цветофактурного решения, художественно-конструкторский макет-образец, *максимально сответствующий окончательному объемно-пространственному и цветофактурному решению изделия, пояснительная записка.
V этап — авторский надзор за изготовлением промышленного образца или установочной. *Изготовление макета осуществляется на основе дополнительного соглашения сторон и не входит в стоимость дизайн-разработки.

3.4. Стоимость договорных работ дизайн-разработки по этапам:
I и II этапы — 50%
III этап — 25%
IV этап — 25%

IV. Структура авторского гонорара за дизайн-разработку.

4.1. Таблица структуры авторского гонорара по классам, сложности, уровню новизны дизайн-разработки.

Таблица №1

Рекомендации по определению авторского гонорара по направлениям дизайн-деятельности

4.2. При разработке гаммы унифицированных изделий за каждую последующую модель базового изделия, начисляется 25% стоимости дизайна базового изделия.

4.3. Участие автора (V этап) в разработке и согласовании рабоче-конструкторской документации, авторский надзор за изготовлением образца или установочной партии оговаривается в особых условиях договора и расценивается по соглашению сторон в пределах от 0,3 до 0,8 стоимости эскизного (технического) дизайн-проекта.

4.4 Стоимость изготовления макета определяется калькуляцией исполнителя макетных работ, и в табл. Nº 1 не входит.

2. Рекомендации по определению размера авторского гонорара за художественно-графические проекты и создание оригиналов для печати. 

І. Общие положения

1. Настоящие рекомендации разработаны на основе норм законодательства по авторскому праву Российской Федерации, а также Устава Санкт-Петербургского Союза дизайнеров.

2. Рекомендации предназначены для членов Союза дизайнеров, профессионально занимающихся дизайн-графикой.

3. Заказы на разработку проектов и другие виды работ осуществляются по договорам, заключенным автором (или творческим коллективом) с предприятиями, учреждениями, организациями и частными лицами.

4. При заключении договора размер авторского гоноранной ределяется соглашением сторон. На стоимость выполняемых работ в пределах указанной шкалы влияет следующее:
– уровень профессиональной подготовки дизайнера и опыт его работы в области дизайн:
– предпологаемое использование разработки (региональный, республиканский или международный уровень);
– сроки выполнения работ.

5. Договор с автором (или творческим коллективом) может заключаться как в целом, так и на отдельные этапы художественно-графической разработки. В этом случае авторский гонорар распределяется в следующей пропорции:
– составление сметы и заключение договора — 10%
– разработка эскизных предложений — 65%
– окончательная доработка проекта — 25%.

6. Оптимальный срок выполнения работ пункты 1-5 табл. 1 и пункты 1,7,8 табл. 2 — один месяц (без регистрации знака или логотипа). При сокращении сроков стоимость выполнения работ по соглашению сторон может быть увеличена на 50%.

7. Работа, прекращенная по причинам, не зависящим от автора, подлежит оплате в размере не менее 50% от суммы того этапа, на котором она находится. Условия выплаты и размер вознаграждения должны быть для этого случая оговорены в договоре.

8. Автор, со своей стороны, несет ответственность за нарушение договора (срыв сроков, не качественное выполнение работы, нарушение условий договора и пр.) вплоть до лишения лицензии.

9. Для выполнения указанных в договоре работ, автор вправе привлекать различных специалистов; порядок оплаты выполняемых ими работ определяется в договоре, заключенным с автором или с заказчиком (по соглашению с автором).

10. В размер вознаграждения не входят производственные и прочие затраты. их стоимость и порядок оплаты определяются соответствуюшими статьями договора.

11. Независимо от сроков выполнения договора, автор имеет право как на поэтапную, так и на предварительную оплату работ.

12. Цены приведены в долларах США. Оплата производится в рублях по текущему курсу ММВБ.