Информация для членов Союза о выявленных недостатках Устава и о создании Проекта новой редакции Устава.


Проект новой редакции Устава СПб СД 2024, скачать PDF
Новые пункты в проекте редакции Устава СПб СД 2024, скачать PDF

line.jpg

20.04.2024

Уважаемые коллеги!

Вопрос о новой редакции Устава неоднократно поднимался на Правлении с 2017 года (протоколы № 04/2017, № 02/2018, № 04/2018, № 7/2023). Создавались рабочие группы, обсуждались поправки, но работа всегда оставалась незавершенной.

20 сентября 2023 г. на заседании Правления «принято решение о создании рабочей группы по анализу для возможного изменения устава: М. Кузнецова, Д. Авакян, С. Дужников + привлечение членов Правления в случае необходимости». Протокол No 8/2023 Мойка-8  20.09.2023 

Члены рабочей группы М. Кузнецова и Д. Авакян провели работу по анализу и обновлению Устава СПб СД, недочеты которого мешают развитию Союза, ставят под угрозу его существование, делая Союз уязвимым для внешних проверок и для внутренних разногласий.

Презентация информирует членов Союза о выявленных недостатках Устава и о создании Проекта новой редакции Устава.

line.jpg

В действующем уставе СПБ СД выявлен ряд проблем

Устав Санкт-Петербургского Союза дизайнеров в редакции от 2015 года имеет

– пункты, противоречащие действующему законодательству (п. 6.2, п. 6.3);
– несоответствия между пунктами, тормозящие работу Союза, закрепляющие авторитарное правление (п. 1.6, п. 6.3);
– спорные пункты, которые можно трактовать двояко (п. 6.6); 
– пункты, утратившие свою актуальность (п. 4.1 в части подтверждения стажа, открытия филиалов на территории РФ); 
– пункты, требующие корректировки и/или обновления (п. 3.1, п. 5.2, п. 6.1, п. 6.3, п. 10). 
– повторы, ошибки и опечатки.

Кроме того 

– не зафиксирована символика (знак), что оговорено законом, не зафиксирована выдача членского билета единой формы; 
– не отражено членство ветеранов; 
– не указана возможность учреждать премии.  

Анализ действующей редакции Устава (2015) проведен на основе

– Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»,
– Федерального закона от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»,
– Федерального закона N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Юрист: Николаева Любовь Викторовна,
магистр гражданского права СПбГУ, эксперт в области интеллектуальной собственности и регулирования НКО

line.jpg

Пункты, противоречащие Федеральному закону от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»

Пункт 1.6 Правление названо «постоянно действующим руководящим органом».

Пункт 6.3 Правление названо «постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом, возглавляемым Председателем Правления».

Проблема

Пункты 1.6 и 6.3 противоречат друг другу и ФЗ № 82. В настоящее время В Союзе отсутствует руководящий орган, которым должно быть Правление. Руководство Союзом единолично осуществляет Председатель Правления (исполнительный орган).

Рекомендуемая редакция

Пункт 6.3. Руководство деятельностью Союза в период между Конференциями (Общими собраниями) осуществляет постоянно действующий коллегиальный руководящий орган – Правление.

Комментарий юриста

В соответствии со статьей 8 Федерального закона № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию (Правление). В общественной организации обязательно образуется единоличный исполнительный орган (Председатель).

line.jpg

Пункты, противоречащие Гражданскому кодексу РФ

Пункт 6.3 Правление названо «постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом, возглавляемым Председателем Правления».

Пункт 6.7 Председатель Правления является единоличным исполнительным органом Союза. Проблема Председатель не может возглавлять Правление, которое должно иметь статус постоянно действующего коллегиального руководящего органа. 

Проблема

Председатель не может возглавлять Правление, которое должно иметь статус постоянно действующего коллегиального руководящего органа.

Комментарий юриста

Общественная организация относится к корпоративным некоммерческим организациям.

В соответствии с пунктом 4 статьи 65.3 Гражданского Кодекса РФ лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов корпораций, и члены их коллегиальных исполнительных органов не могут составлять более одной четверти состава коллегиальных органов управления корпораций и не могут являться их председателями.

line.jpg

Спорные пункты. Пункты, противоречащие Гражданскому кодексу РФ

Пункт 6.6 Председатель правления избирается Конференцией (Общим собранием членов) Союза из числа членов Правления Союза с правом переизбрания на новый срок сроком на 5 (Пять) лет.

Пункт 6.2 К исключительной компетенции Конференции (Общего собрания членов) не отнесено досрочное прекращение полномочий Председателя и Правления.

Проблема

Указанная процедура трактуется неоднозначно: прямые выборы на втором этапе после утверждения членов Правления или одновременные выборы в Правление и на пост Председателя Правления?

Конференция и члены Союза лишены возможности влиять на деятельность Правления и Председателя Правления, прекращать их полномочия в случае неудовлетворительной работы.

Комментарий юриста

Общественная организация относится к корпоративным некоммерческим организациям.

В соответствии с пунктом 4 статьи 65.3 Гражданского Кодекса РФ к исключительной компетенции высшего органа корпорации относятся: образование других органов корпорации и досрочное прекращение их полномочий, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации».

line.jpg

Несоответствие между пунктами по вопросу утверждения смет

Пункт 6.6 Председатель правления …
– распоряжается имуществом Союза в пределах смет, утверждаемых Конференцией (Общим собранием членов)…

Пункт 8.7 Союз имеет право самостоятельно распоряжаться принадлежащими ему средствами и имуществом… Имущество Союза (в том числе денежные средства, ценные бумаги и т.п.) расходуются по сметам, утверждённым Правлением Союза.

Пункт 4.4 Организация в установленном порядке обеспечивает открытый доступ всем заинтересованным лицам к своим ежегодным отчетам и сведениям об учредительных документах.

Проблема

Пункты 6.6 и 8.7 Устава противоречат. В настоящее время ни Конференция, ни Правление не видят и не утверждают реальных смет Союза, деньгами единолично распоряжается Председатель Правления. Не ясно, каким образом члены Союза могут получить доступ к ежегодным отчетам.

Комментарий юриста

Пункт 6.4. Устава рекомендуется изложить в следующей редакции: «Руководство деятельностью Союза в период между Конференциями (Общими собраниями) осуществляет постоянно действующий коллегиальный руководящий орган – Правление».

И тогда, в силу статьи 8 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», утверждение сметы можно будет отнести к полномочиям Правления.

line.jpg

Пункты, утратившие актуальность

Пункт 4.1 Для осуществления уставных целей и задач Союз имеет право:

– подтверждать для органов социального обеспечения трудовой стаж для членов Союза по фактам публикаций, обнародований, выставок, являющихся результатом их творческого труда (в случае, если член Союза не имеет постоянного места работы) в установленном законом порядке.

создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые наделяются имуществом Союза и действуют на основании утвержденного им положения. Руководители филиала и представительства назначаются Союзом и действуют на основании доверенности, выданной Союзом.

Комментарий юриста

Для подтверждения трудового Стажа нет правовых оснований. Трудовой стаж указанных категорий творческих работников до 1 января 2002 года подтверждается, прежде всего, справками о периоде уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР. Для подтверждения страхового стажа членов Союза документов от Союза также будет недостаточно, поскольку в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Если Союз будет создавать филиалы и представительства в других регионах РФ (за пределами Санкт-Петербурга), то Союз уже не будет региональной общественной организацией, а будет межрегиональной общественной организацией

line.jpg

Пункты, требующие корректировки и/или обновления

Действующая редакция

Пункт 3.1 Целями деятельности Союза являются:
– объединение дизайнеров Санкт-Петербурга для защиты их законных прав и интересов, обеспечения социальных и иных гарантий, необходимых для осуществления своей профессиональной деятельности; – объединение усилий специалистов в области дизайна, направленных на создание наиболее благоприятной с эстетической точки зрения среды обитания человека;
– пропаганда наивысших достижений отечественных и зарубежных дизайнеров;
– привлечение внимания граждан к культурной жизни в формах самодеятельного творчества, а также культурному просвещению и эстетическому воспитанию;
– сохранение и приумножение традиций в теории и практике отечественного дизайна.

Рекомендуемая редакция

Пункт 3.1 Целями деятельности Союза являются:
– объединение усилий специалистов в области дизайна, направленных на создание наиболее благоприятной с эстетической точки зрения среды обитания человека и формирование в обществе высокой культуры потребления;
– объединение дизайнеров для защиты их законных прав и интересов, обеспечения социальных и иных гарантий, необходимых для осуществления своей профессиональной деятельности.

line.jpg

Пункты, требующие корректировки и/или обновления

Пункт 6.1 Высшим органом управления Союза является Конференция, созываемая Правлением по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Нормы представительства на Конференции устанавливает Правление. В случае если численный состав насчитывает менее 100 членов Союза, то в таком случае высшим органом управления союза является Общее собрание членов Союза. Внеочередная Конференция (Общее собрание членов) созывается по решению Правления либо по требованию не менее половины членов Союза, либо по требованию Ревизионной комиссии, Председателя Правления и считается правомочной, если на ней присутствуют не менее 2/3 избранных делегатов (членов Союза). Члены Союза должны быть оповещены о созыве Конференции не позднее, чем за 20 дней до даты ее проведения. Организация и подготовка проведения Конференций (Общего собрания членов) осуществляется Председателем Правления Союза. Конференция (Общее собрание членов) правомочна принимать решения по любым вопросам деятельности Союза, если на ней присутствуют не менее 2/3 избранных делегатов (членов Союза). Каждый делегат (член Союза) имеет 1 (один) голос. Председательствующим на Конференции (Общем собрании) является Председатель Правления, а в его отсутствие – член Правления, избираемый Конференцией.

Проблема

Отсутствует Положение о Конференции. Не описана процедура подготовки и проведения Конференции, Правление не участвует в подготовке. Заранее не публикуется повестка, членам Союза не предоставляются отчетные и проектные финансовые документы, план развития Союза. На Конференции применяются доверенности, что ставит под сомнение результаты голосования. По итогам не публикуются стенографические отчеты, что нарушает демократические основы работы Союза. 

Рекомендуемая редакция

Пункт 6.1. Высшим органом управления Союза является Конференция, созываемая Правлением на основании «Положения о Конференции» по мере необходимости, но не реже одного раза в год. В случае если численный состав членов Союза насчитывает менее 100 (ста) человек, высшим органом управления Союза является Общее собрание членов Союза. (Общее собрание) Каждый делегат имеет 1 (один) голос. Члены Союза должны быть оповещены о созыве Конференции (Общего собрания) не позднее, чем за 20 (двадцать) дней до даты созыва. Информация по повестке дня, в том числе отчетные документы должны быть предоставлены всем членам Союза не менее чем за 10 (десять) дней до даты проведения Конференции (Общего собрания). Организация и подготовка проведения Конференции (Общего собрания) осуществляется Правлением и координируется Председателем Правления. Конференция (Общее собрание) считается правомочной и может принимать решения по любым вопросам деятельности Союза, если на ней лично присутствуют не менее 2/3 избранных делегатов. Внеочередная Конференция или Общее собрание созываются по решению Правления либо по требованию не менее половины членов Союза, либо по требованию Ревизионной комиссии, Председателя Союза. Председательствующим на Конференции (Общем собрании) является Председатель Правления, а в его отсутствие – член Правления, избираемый Конференцией. Председатель Конференции (Общего собрания) организует ведение протокола.

line.jpg

Пункты, требующие корректировки и/или обновления

Пункт 6.3 Председатели секций Союза, не избранные на Конференции (Общем собрании) в состав Правления, участвуют в его работе с правом совещательного голоса.

Проблема

В действующем Уставе ограничены права секций на участие в управлении деятельностью Союза. Секция может не иметь в Правлении полноправного представителя и не участвовать в голосовании по общим вопросам деятельности Союза.

Рекомендуемая редакция

Пункт 6.4 
Председатели секций Союза входят в состав Правления вне голосования и сверх указанного числа избираемых кандидатов.

Резюме

Федеральный закон не регламентирует выборы органов управления общественных организаций (творческих союзов).

line.jpg

Пункты, требующие корректировки и/или обновления

Пункт 10. Порядок реорганизации и ликвидации Союза

Пункт 10.1. Реорганизация Союза осуществляется по решению Конференции (Общего собрания членов), если данное решение принято квалифицированным большинством (в 2/3) голосов.

Пункт 10.4 дублирует пункт 10.3.

Пункт 10.5 Ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс и представляет его на утверждение Конференцией (Общим собранием членов).

Проблема

В действующем Уставе порядок реорганизации и ликвидации Союза прописан некорректно, есть явные несоответсвия в тексте, повторы и возможность неоднозначной трактовки. Если квоты на участие в Конференции устанавливает Правление, возможно, что на ней будет представлено меньшинство членов Союза, не отражающее мнение большинства. Для легитимного решения нужно созывать Общее собрание. Не ясно, каким образом собрать Конференцию после решения предыдущей о роспуске или реорганизации Союза?

Рекомендуемая редакция

Пункт 10.1 Союз может быть реорганизован (в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) или ликвидирован.

Пункт 10.2 Реорганизация Союза осуществляется по решению Общего собрания, если данное решение принято квалифицированным большинством (в 2/3) голосов.

Пункт 10.5 Ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, ликвидационный баланс и проводит процедуру ликвидации Союза. 

line.jpg

Пункты, требующие корректировки и/или обновления

Пункт 5. Членство в Союзе

Пункт 5.2 Членами Союза могут быть: достигшие 18 лет граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, выразившие солидарность с целями Союза, признающие настоящий Устав, участвующие в творческой деятельности Союза, уплатившие вступительный взнос и регулярно уплачивающие членские взносы; юридические лица, выразившие солидарность с целями Союза, признающие настоящий Устав, уплатившие вступительный взнос, регулярно уплачивающие членские взносы и содействующие деятельности Союза.

Проблема

– Не указана профессиональная принадлежность членов СД.
– Участие иностранных граждан в работе СД в настоящее время накладывает особые обязательства на Союз.
– Лица без гражданства в РФ приравнены к лицам с неустановленной личностью, членство в Союзе сложно осуществимо.
– Не оговорено участие юридических лиц, тогда как в пунктах Устава п. 5.4, п. 5.12 описана процедура их вступления и выхода из СД.

Предлагаемая редакция

Членами Союза могут быть:

– специалисты в области дизайна и лица, осуществляющие просветительскую, педагогическую деятельность и являющиеся достигшими 18 лет гражданами Российской Федерации, а также иностранные граждане, выразившие солидарность с целями Союза, признающие настоящий Устав, участвующие в творческой деятельности Союза, уплатившие вступительный взнос и регулярно уплачивающие членские взносы;

– юридические лица – общественные объединения, зарегистрированные и действующие на территории Санкт-Петербурга, выразившие солидарность с целями Союза, признающие настоящий Устав, уплатившие вступительный взнос, регулярно уплачивающие членские взносы и содействующие деятельности Союза.

line.jpg

Ужесточение политики в отношении иностранных источников финансирования

Устав СД

Пункт 4.3. Союз обязан:
– информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых Союзом от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации…

Пункт 4.4. Организация в установленном порядке обеспечивает открытый доступ всем заинтересованным лицам к своим ежегодным отчетам и сведениям об учредительных документах.

В соответствии с новой редакцией закона:

– информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в статье 3 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Комментарий юриста

Если среди учредителей (участников, членов) Союза есть иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, либо Союз имеет в течение года поступления имущества и денежных средств от иностранных источников, которые указаны в статье 3 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», либо если поступления имущества и денежных средств Союза в течение года составили три и более миллионов рублей, то Союз обязан ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган/его территориальный орган.

Резюме

Если в Союзе есть иностранные граждане или лица без гражданства, которые платят взносы, необходимо публиковать в отчет о деятельности Союза на сайте Минюста ежегодно. 

line.jpg

Мы провели юридический аудит, выявили проблемы, внесли правки и предлагаем вам ознакомиться с Проектом новой редакции Устава (ссылка) и поддержать его на предстоящей Конференции.  Уверены, что устранение недочетов в Уставе сделает работу Союза более эффективной.