Фракталы, нанотехнологии и синтез наук и искусств в эпоху посттруда

Революционные изменения, которые приносят в нашу жизнь новые технологические разработки, зачастую осознаются много позже, в исторической перспективе. Такие изобретения, как книгопечатание, фотография, радио и телевидение, компьютеры и интернет, не только оказали огромное влияние на образ человеческого существования и восприятия мира, но и ознаменовали собой поворотные этапы в истории искусств. 

Сейчас все больше людей осознают кризис, охвативший многие сферы жизни, от экономики и политики до образования и творческой деятельности. Но не является ли эта ситуация преддверием новой эпохи бурного развития, подобно кризису историзма и традиционного мировосприятия в конце XIX века, приведшему к возникновению авангардных течений в искусстве и других областях? Тогда этому способствовал ряд научных открытий и технических новшеств, изменивших картину мира масс людей. Сегодня мы также находимся на пороге революционных преобразований в технике, в процессе перехода к новому технологическому укладу, что не может не повлиять на наше мировоззрение. 

Выставка «Robots – making machines human». Музей TE KNISKA MUSEET. Стокгольм. Фото: © Александр Трофимов. 2020
Робот из фильма «Метрополис» (режиссер: Фриц Ланг. Германия, 1927) на выставке «Robots – making machines human». TEKNISKA MUSEET. Стокгольм. Фото: © Александр Трофимов. 2020

О влиянии информационных технологий, составляющих основу пятого технологического уклада, который пришел на смену четвертому – индустриальному, говорится сейчас очень много. Кевин Келли в своей книге «Неизбежно» [2] пишет о 12 тенденциях, которые уже сейчас меняют нашу жизнь и мышление. Постоянное обновление интеллектуальных систем, потоковое представление информации, совместное использование продуктов, роботизация, – лишь некоторые из них. Карло Ратти и Мэтью Клодел рассматривают воздействие интеллектуальных систем и сетевых структур на городскую среду (книга «Города завтрашнего дня» [7]), показывая, как сенсоры и «большие данные» делают города умными, а солнечные батареи и 3D принтеры меняют привычные энергетические и производственные системы до неузнаваемости.

Klövern Charging Station. Станция зарядки электромобилей. Стокгольм. Фото: © Александр Трофимов. 2020
Klövern Charging Station. Станция зарядки электромобилей. Стокгольм. Фото: © Александр Трофимов. 2020

Пол Мейсон пишет о кризисе капиталистической системы и зарождении посткапиталистической экономики, в том числе, под влиянием информационных технологий и одноранговых сетей, а также новых производственных технологий [5]. Ник Срничек и Алекс Уильямс отмечают возможность создания посттрудового общества и построения «такой экономики, в которой выживание людей больше не зависит от наемного труда» [8, с. 152]. В какой-то мере они развивают тезис Герберта Маркузе об освобождении от «царства необходимости», когда «технология стала бы субъектом свободной игры способностей, направленной на примирение природы и общества» [4, с. 22], а также мысли Константа Ньивенхёйса о том, что в противовес «утилитарному обществу» наших дней будет сформировано «игровое общество, в котором человек, освобожденный от производственного труда благодаря автоматизации, может развивать свой творческий потенциал» [7, с. 202].

Основой шестого технологического уклада станут нанотехнологии, а также создание «сильного» искусственного интеллекта, способного заменить человека почти во всех областях. В капиталистической модели результатом перехода к новому укладу станет массовая безработица, вызванная все более широким внедрением автоматизированных систем, а потом экономика рухнет из-за отсутствия у подавляющего большинства людей покупательной способности. Помимо этого, развитие нанотехнологий ведет к созданию систем атомарно-точного производства (АТП), способных сделать стоимость любой продукции, стремящейся к нулю [1].

Структура наноассемблера, описанного Эриком Дрекслером, по сути, является фрактальной: «последовательность постепенно уменьшающихся в размерах машин и камер, приводящая в конечном итоге… к машинам, выпускающим компоненты, которые собираются из атомарно-точных строительных блоков» [1, с. 236], причем конфигурация меньших частей подобна большим. С введением в эксплуатацию описанных Дрекслером АТП-устройств, скорее всего, будет перерабатываться 100% отходов, включая ядерные. Так наш сегодняшний мусор, представляющий собой одну из глобальных проблем, после нанотехнологической революции может стать ресурсом №1, и человечество наконец оставит природу в покое.

Шестерни молекулярного размера на основе нанотрубок
Шестерни молекулярного размера на основе нанотрубок. Изображение: Great Images in NASA. Wikimedia Commons, the free media repository.

Феномен подлинности произведения искусства, уже изрядно потрепанный в современном информационном пространстве, окончательно потеряет смысл после создания репликаторов – наноассемблеров, создающих атомарно-точные копии любых предметов, в том числе картин великих мастеров. Но окончательная смерть традиционного искусства будет обусловлена созданием систем искусственного интеллекта (возможно, на основе самообучающихся нейросетей), генерирующих алгоритмов творчества великих мастеров прошлого, – что приведет к появлению новых полотен Леонардо 2.0, Ван Гога 2.0 и т.д. Возможно, визуальные искусства будут развиваться лишь в сочетании с научными разработками, в частности, с математическими исследованиями фракталов, которые, по мнению некоторых теоретиков, «объективируют бесконечность как динамическую художественную реальность и как эстетическое переживание» [6, с. 142].

В то же время появятся новые области искусства – создание новых форм жизни (генный дизайн и нанотехнологическая биоинженерия), новых интерфейсов (воссоздание виртуальных миров, в том числе игровых, в материальной среде – с помощью нанофабрик, управляемых искусственным интеллектом) и проч. В архитектуре появится все больше фрактальных форм, характерных для живой природы, так как от современных бионических структур здания эволюционируют до техноорганизмов, выращиваемых согласно алгоритмам, сходным с генетическими программами растений и животных.

Модель города будущего для проекта Venus, вид сверху, арх. Ж. Фреско. Venus by Jacque Fresco
Модель города будущего для проекта Venus, вид сверху, арх. Ж. Фреско. © Venus by Jacque Fresco

Архитектор-трансгуманист Алексей Левчук так описывает возможное будущее архитектуры в пояснительной записке к своему визионерскому проекту: «Дома выращиваются как растения и представляют собой гибридную форму жизни: здесь совмещаются естественно-биологическое ядро и технонадстройка. Тут обитает большая часть человечества, постлюди, после технотрансформации приобретшие способность летать». Касаясь темы реализации самых смелых фантазий в обозримом будущем, автор вопрошает: «чем иным являются самые радикальные человеческие рывки в будущее, как не стремлением к обретению потерянного рая и единства прошлого и грядущего?» [3, с 91].

Итак, по мнению многих исследователей, в ближайшие десятилетия нас ждут кардинальные изменения, касающиеся всех областей нашей жизни. Если не возобладает темная, животная сторона человеческого существа, и люди не уничтожат друг друга, направив новейшие достижения научной и технической мысли на разрушение, то нас ждет эпоха всеобщего созидания [9] и преобразования среды нашего обитания в единое, постоянно изменяемое, дополняемое и улучшаемое коллективное произведение искусства. Следует надеяться, что постоянному расширению наших технических возможностей будет соответствовать и раздвигание границ нашего познания и мировосприятия, без чего невозможно подлинное творчество. 

Литература:
1. Дрекслер, Э. Всеобщее благоденствие / Э. Дрекслер. – М.: Изд-во Института Гайдара, 2014. – 504 с.
2. Келли, К. Неизбежно. 12 технологических трендов, которые определяют наше будущее / К. Келли. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 347 с.
3. Левчук, А. Постлюди на постдеревьях. Проект трансгуманистического города // Проект Балтия, №30: 2/2017 – 3/2017. – С. 91-93.
4. Маркузе, Г. Одномерный человек / Г. Маркузе. – М.: REFL-book, 1994. – 368 с.
5. Мейсон, П. Посткапитализм. Путеводитель по нашему будущему /  П. Мейсон. – М.: Ад Маргинем, 2016. – 416 с.
6. Николаева, Е. Фрактальное искусство: эстетика бесконечности и гармония хаоса // Арт-фрактал. Сборник статей. – СПб.: Страта, 2015. – С. 136-147.
7. Ратти, К. Город завтрашнего дня: сенсоры, сети, хакеры и будущее городской жизни / К. Ратти, М. Клодел. – М.: Изд-во Института Гайдара, 2018. – 248 с.
8. Срничек, Н. Изобретая будущее: посткапитализм и мир без труда /  Н. Срничек, А. Уильямс. – М.: Strelka Press, 2019. – 336 с.
9. Турчин, А. В. Футурология. XXI век: бессмертие или глобальная катастрофа? / А. В. Турчин, М. А. Батин. – М.: БИНОМ, 2013. – 263 с. 

Текст: © Евгений Лобанов. Доцент кафедры дизайна оборудования в средовых объектах СПБГУПТД. 2019.

Статьи по теме:
«Переосмысление авангарда. Современные поиски в архитектуре и дизайне»
«Озерки. К проблеме ансамбля»
«Города будущего – к проблеме умной среды»