Датское Сафари Клинта


«Стул Сафари» (Safari Chair) – это первая в мире модель складного кресла в формате «сделай сам». Его простая рама из дуба фиксируется кожаными ремнями, а кожаные подлокотники, брезентовое сиденье и спинка довершают конструкцию и делают образ кресла-сафари цельным.

Safari Chair by Kaare Klint
Кресло «Safari Chair». Кааре Клинт, 1933, Carl Hansen & Søn.

Все материалы, как и сама их композиция может дорабатываться и собираться под конкретного человека. Дизайн «Стула Сафари» обеспечивает комфортное сиденье и располагает к отдыху и расслаблению – он моментально стал популярным предметом меблировки. Стул с его оригинальными кожаными ремешками-ручками и мягкое сидение располагает к комфортному отдыху. Идея создать легкое портативное кресло пришла в голову талантливому датском дизайнеру Кааре Клинт. Вдохновением для работы над нестандартным проектом послужило английское так называемое «офицерское кресло», которое он увидел в журнале путешествий по Африке. Его заинтересовал эксперимент – как спроектировать такое кресло, которое можно легко собрать и разобрать без помощи специальных инструментов и особых навыков. В 1933 году из мастерской Кааре Клинта вышел проект Safari Chair.

Став не просто известным, но и модным в 50-60-е годы XX века датский дизайн, получил этот статус, благодаря целой плеяде мастеров дизайна, таких  Бёрге Могенсен, Ханс Йёрген Вегнер, Поул Кьерхольм, Оле Ванскер. Главным учителем этих дизайнеров, их вдохновителем и пионером датского дизайна стал Кааре Клинт (Kaare Klint), который создал не только программные модели мебели, но и основал собственно саму школу датского дизайна.

Кааре Йенсен Клинт (нем. Kaare Jensen Klint; 15 декабря 1888, Фредериксберг, Дания — 28 марта 1954, Копенгаген, Дания) — датский архитектор. Известен как отец современного дизайна мебели.

Кааре Йенсен Клинт (Kaare Jensen Klint; 15 декабря 1888, Фредериксберг, Дания – 28 марта 1954, Копенгаген, Дания).

Кааре Клинт родился в семье знаменитого датского архитектора  в Копенгагене в 1888 году. Занятия живописью, историей искусств в различных художественных школах и с отцом, сопровождают все детство и юность Клинта.  Он самостоятельно выбирает собственную профессиональную дорогу, поступая в политехнический техникум, чтобы уже с серьезной базой знаний придти в ученики к своему отцу – с 1903 году Кааре Клинт изучает архитектуру и традиции классического датского реализма. Одна из самых удивительных по архитектурному образу церквей Копенгагена – Грундтвигскиркен не просто строилась по проекту отца Кааре но и объединила всю их семью:  Педер Вильхельм Йенсен-Клинт  начал строительство самой большой Евангелистской Лютеранской церкови в Скандинавии, которую после его смерти продолжил возводить Кааре Клинт, а его сын Эсбен Клинт, заканчивал церковь. 

Архитектурный подход к проектированию и образное мышление зодчего стало основополагающим в работе Клинта-дизайнера. Свои первые эксперименты в области мебели он проводил под патронатом своего наставника – архитектора Карла Петерсена. По заказу Художественного музея Фааборг в 1914 году они создают коллекцию мебели для оборудования музейных интерьеров. Тогда и появляется знаменитый «Стул Фааборг» в неоклассическом стиле. Изучавший историю искусств Клинт, особое вдохновение находил в британских интерьерах и при проектировании «Стула Фааборг» находился под влиянием английской эпохи Регентства. Тем не менее, сохранив некоторые традиционные элементы, Клинт создает объект с новым образом, который становится началом датского дизайна, средоточением простоты форм и функциональности, выразительного языка, лишенного яркой декоративности и бессмысленного украшательства. Главный акцент был сделан на качестве исполнения лаконичных форм и чистоте натуральной древесины  (дуб и амбойна или падук). Важной задачей для проектировщиков было создание удобной конструкции, которая позволила бы посетителям музея бесшумно и легко перемещать стул. За  свою историю «Стула Фрааборг», которая продолжается и сегодня, было создано несколько версии этой модели, а его классическая – выпускаться и по сей день фабрикой Rud. Rasmussen. 

Кресло Faaborg, дизайн Кааре Клинта, 1914, Carl Hansen & Søn.
Кресло «Faaborg». Каар Клинт. 1914, Carl Hansen & Søn.

Огромная заслуга Кааре Клинта – основание школы мебели в Королевской Академии Искусств в Копенгагене, в 1923 году. Здесь од Клинт становится профессором архитектуры, преподает дизайн мебели, курс, построенный на его личных мысли и концепциях: он был настроен в пользу применения строгого математического функционализма при проектировании. В 1925 году Клинт проектирует столовую в доме датского архитектора Поула Бауманна в Копенгагене и возвращается к сотрудничеству с Карлом Петерсеном. Вместе они создают интерьер для дома Датского Аукциона.

Надо сказать, что увлечение английским стилем и мебелью на этом не заканчивается – к выставке 1931 года Клинт создает «English Chair», который по сути является копией одного из старинных образцов. Дизайнер дорабатывает классическую модель, отсекая все ненужное и дополняя ее новым материалами – отделкой бразильским розовым деревом и  древесиной махагона, французской тканью. 

Kaare Klint, «The Red Chair», 1927
«The Red Chair», Кааре Клинт. 1927

Дизайн и композиционное решение конструкции, заимствованные у английских стульев XVIII века, Клинт применяет и при создании в 1927 году культового «Красного Стула»: прямая спинка, устойчивые ножки и немного тяжеловесный образ дополнен грубой козлиной кожей в обивке. Цель художника состояла в том, чтобы по-новому сочетать в одном предмете мебели форму, материал, дизайн и утилитарность. 

Кааре Клинт. «The Propeller stool». 1930.
«The Propeller stool». Кааре Клинт. 1930.

Эксперименты со стульями продолжаются и, программным объектом в творчестве Кааре Клинта становится «Табурет Пропеллер» (1927). Действительно, четыре перекрещивающиеся ножки табурета, напоминают лопасти пропеллера. Но все же главный акцент мастер делает на контрастном сочетании фактур материалов – светлой древесины и черной кожи. По исторической легенде – на создание этой модели Кааре Клинта вдохновила работа одного из его студентов. При жизни дизайнера «Табурет Пропеллер» никогда не выпускался, прототип же модели был создан на производстве только в 1956 году, а в массовый тираж запущен в 1962 компанией Rud. Rasmussen.

Кааре Клинт. Кресло для гостиной. 1933. Материалы дуб, латунь, тростник.

Шезлонг «Deck Chair». Кааре Клинт. 1933.

Примером органического дизайна называют модель «Шезлонг» 1933 года – его изогнутые, эргономичные линии не оставляют равнодушным и по сей день ценителей истории дизайна. Имея новаторскую форму и экспрессивную прорисовку абриса, шезлонг тем не менее имеет отсыл к традиционности – плетеную обивку. 

В 1936 году Кааре Клинта приглашают спроектировать стулья для Вифлеемской церкви в Копенгагене. Именно здесь впервые стали использовать стулья вместо традиционных скамей. Итогом работы дизайнера стал «Церковный Стул» – без прямых углов в конструкции, с удобным сидением и обращением к традициям мебельного мастерства в бережном отношении к материалу. Свое творческое кредо архитектора и дизайнера Клинт воплощает в коллекциях кабинетов и платяных шкафов, подчеркивая глобальную роль качества материалов и мастерства в создании высококачественной мебели. Этому он учил и своих последователей, среди которых знаменитые Бёрге Могенсен, Ханс Йёрген Вегнер, Поул Кьерхольм, Оле Ванскер. Каждая его работа – начало эпохи датского функционализма, основанного на почитании истории.

За время работы и экспериментов Клинт пришел к выводу, что нельзя дизайн создать на «пустом месте», важно поддерживать мебельные традиции. В основе проекта должно лежать знание об уже существующих предметах мебели или элементах окружающего мира, знание математики и человеческой анатомии.

Кааре Клинт скончался в 1954 году. Большая коллекция работ талантливого дизайнера собрана в Музее Фааборг, для которого он когда сделал легкие и стильные стулья.

Текст: © Ксения Бандорина, кандидат искусствоведения, доцент СПГХПА им. А.Л. Штиглица. 2020

line_900_black.jpg

Читать в разделе «История дизайна»:
Чарльз Макинтош «Первый из четырёх»
Йозеф Хоффман «Ортопед дизайна»
Геррит Ритвельд «Зигзаг дизайна»