Ксения Векшина

Ксения Векшина – художник по стеклу из Санкт-Петербурга, используя лаконичные формы, создает художественные произведения из стекла. Ее скульптурные объекты, наполненные бесконечной игрой цвета и разнообразием фактур, прекрасно вписываются в интерьерные пространства.

Ксения является членом международной ассоциации стекольщиков CGS, а также участником и лауреатом международных и российских выставок и симпозиумов. Работы художника находятся в коллекции Музея Художественного стекла в Санкт-Петербурге, собрании художественных музеев Греции и Болгарии, а так же в частных коллекциях Швеции, Финляндии, Германии и России.

Фото: © Александр Трофимов. 2020

Вы всегда хотели быть художником?

Задавая этот вопрос, думаю, всегда все хотят услышать ответ: «да, с самого детства, я поняла, что хочу быть художником», но у меня нет подобного ответа. Я знаю, что мне всегда нравилось рисовать. С первого класса я ходила в художественную школу, там был особый мир, в который я погружалась после школы. После окончания девятого класса общеобразовательной школы я понимала, что не хочу продолжать обучение в обычной школе. Я поступила в гимназию №190 при Художественно-промышленной академии А. Л. Штиглица в Санкт-Петербурге, там для меня открылся абсолютно новый мир людей, таких похожих и своих.

Расскажите о начале творческого пути. Как и почему пришли к стеклу? Рассматривали ли Вы другие материалы для творческого самовыражения?

После окончания гимназии нужно было выбирать высшее учебное заведение. Поступать в Академию Штиглица никогда не было моей мечтой, но уходить из этого мира не хотелось. Я определилась с факультетом, тогда это был факультет Декоративно-прикладного искусства, куда я самостоятельно отправилась изучать, как все устроено изнутри. Про кафедру Художественной керамики и стекла я не знала ничего, но когда попала в подвалы мастерских, точно поняла, что это и есть то самое место, где я должна находиться. К слову, много лет позже я узнала, что мой прадед был стеклодувом, так что я оцениваю это, как некий знак.

Учеба в академии выстроена таким образом, что в каждый год мы изучали разные технические способы работы со стеклом. И, поняв, что это тот материал, с которым я хочу работать, уже в процессе учебы я определилась с направлением. Для себя я выбрала kilnformed glass (спекание в печи), потому что могу контролировать этот процесс с самого начала до реализации.

vekshina_3.jpg

Чувствуется, насколько вы трепетно относитесь к материалу. Стекло используется во многих сферах человеческой жизни, но и художники видят и чувствуют его совершенно по-разному. Опишите, пожалуйста, свои впечатления от работы со стеклом.

Абсолютно верно, что стекло это очень многогоранный материал. И для каждого художника он открывается по-своему. Обычно при слове «стекло» в голове возникает представление витражей или сервизов. Я же поняла, что смогу реализовать своё творческое видение именно в этом материале.

Стекло объединяет в себе все природные стихии: созданное с помощью огня и земли, стекло имитирует водную основу, вступившую в связь с воздушным пространством. Обычно я говорю о работе со стеклом, как о творчестве огня и это особая магия, которая не может быть подчинена мне полностью. Ещё хочу добавить, что стекло чувствует страх. Его надо научиться приручать и уважать.

vekshina_1.jpg

Ваши стеклянные объекты принимают абстрактные минималистичные формы, однако, производят сильное впечатление на зрителя глубиной внутреннего содержания. Расскажите о смыслах, которые вкладываете в свои работы.

Простота геометрической формы выбрана, чтобы не отвлекать от глубины содержания. Издалека можно любоваться лаконичностью объектов, а при ближайшем рассмотрении погрузится в мир цветовых переливов, пузырьков и текстур.

Стекло помогает мне передать сложность и многомерность содержания объектов, лаконичность, расстояние и глубину. Оно обладает возможностью насыщать светом пространство вокруг: как лед, стекло завораживает магией свечения, а цветовая гамма бесконечна, стоит лишь изменить угол падения светового луча. Я намеренно отказываюсь от символики и любого нарратива. Моим лейтмотивом стало сиюминутное торжество природы, которое я запечатлеваю в своих артефактах. Мои объекты не требуют логики и четких формулировок — стекло, как материал звучит громче и яснее, чем любая искусственно созданная история.

vekshina_2.jpg

Благодаря выбранной форме предмета, текстуре и цвету материала, удается передать некое состояние исчезновения, особое тонкое восприятие момента окружающего мира. Ваши работы отличает некая медитативная созерцательность. Связано ли это с особенностью Вашего мироощущения, отражает ли жизненную философию?

Мои работы полностью отражают мою жизненную философию. Мое искусство — это способ создать место для спокойного созерцания и осознания момента в суете дней. Я придерживаюсь концепции движения «Slow Art», нацеленного на осмысленное отношение к искусству. С помощью своих скульптурных композиций, я стремлюсь вызвать у зрителей желание взаимодействия со своим чувственным опытом. Я наблюдаю бесконечные безлюдные, бескрайние просторы и через призму эмоций ощущаю жизнь. Мои работы — это способ сохранить сиюминутный момент, который больше не повторится и сохранить его, прожить заново, вернуться к нему.

Эпиграф ко всей моей деятельности:

«Тишина благоприятна, чтобы слышать самого себя».

В суете повседневных дней люди, чаще всего, даже не находят времени взглянуть вглубь своего сознания, узнать себя и задать, наконец, нужные вопросы.

Известно, что Вы много работаете в мастерской, находитесь в постоянном поиске новых технологических и художественных решений. Расскажите подробнее о технике изготовления стеклянных объектов и особенностях работы со стеклом.

Как я уже говорила, я выбрала для себя направление в работе со стеклом — это спекание в печи. И уже много лет я изучаю, пробую и тестирую. У меня в мастерской две печи разного размера, они для плоских работ.

Первоначальный этап — это эскиз. Второй этап — создание формы. Я использую скульптурный пластилин, из него делаю гипсовую форму. Она одноразовая. Для каждой работы необходимо от 1 до 4 обжигов. Каждый длится примерно сутки: набор температуры, выдержка и остывание печи. И после, завершающий этап — холодная обработка. Самый сложный и самый ответственный, именно от него зависит экспозиционный вид объекта.

Именно на этапе обжига в печи и получается все разнообразие. Я задаю температурный режим — плавное увеличение, затем «полочка» и снижение температуры. С его помощью я могу контролировать фактуру, текстуру, количество пузырьков в работе.

При неправильном режиме, стекло треснет. Либо в момент нахождения в печи, либо возьмёт в себя «стресс» и может треснуть спустя даже несколько лет. Для каждой печи, для каждого стекла (производителя), для каждой техники, нужно искать свой режим.

Что для Вас является основной мотивацией для творческой деятельности? Как считаете, нужна ли художнику дисциплина?

Мотивация? Мне искренне нравится то, что я делаю. Это и мотивация, и секрет, и совет. Причем меня захватывает именно процесс. Любоваться готовыми произведениями я могу спустя время, только после обработки.

В своей жизни я совмещаю множество ролей, именно в этом балансе я нашла для себя счастье. Поэтому, я считаю, что дисциплина важна, чтобы не потерять одно из направлений. Даже, если приходить в мастерскую на 1-2 часа, но каждый день, всегда будешь в процессе. А это главное. Не откладывать, как во всей жизни. В любой ситуации, мы не можем ее «отложить до…», «вот сделаю и…». Мы живём каждый день и запасной нет.

vekshina_4.jpg

Созданные Вами стеклянные произведения прекрасно вписываются в интерьерные решения, способны наделить пространство душой и характером. Как часто Ваши работы украшают жилые интерьеры?

В основном, вся моя профессиональная деятельность направлена на изготовление объектов для интерьера. Я работаю только с заказчиками, которые разделяют мой взгляд на мир и доверяют мне. Мои выставочные работы, это некие «пробники» для понимания клиентом того, что возможно. И уже в заданные параметры и конкретный интерьер я придумываю объект.

Расскажите о последнем запоминающемся культурном событии, которое вы посетили.

Больше всего запомнилась выставка «Glasstress», которая проходила в Эрмитаже в 2021 году. Это целое событие, которое поразило подходом, масштабом, сочетаниями и представленными художниками. Что самое главное, выставка расширила представление о материале, открыла новый взгляд на стекло, ведь оно давно шагнуло дальше венецианского привычного воплощения. Стекло сегодня — это современный материал для реализации самых смелых дизайнерских и индивидуальных фантазий художника.

vekshina_5.jpg

В Музее художественного стекла на Елагином острове прошли уже две Ваши персональные выставки: «Тишина» 2017 года и «Что я вижу» 2020 года. Как вы оцениваете этот опыт?

Первая выставка «Тишина» прошла не в самом здании Музея художественного стекла, а в выставочных залах Конюшенного корпуса. Это событие было для меня напоминанием о своем пути, ведь на тот момент я находилась в декрете, и активная фаза творчества была на паузе. Надо было напомнить, что я не только мама.

Вторая выставка прошла уже в самом музее, и это было значимо для меня, как подтверждение моего статуса. «Что я вижу» открывала новый музейный сезон после пандемии, и это тоже стало важным напоминанием о моем творческом пути после сложного периода.

Не так давно в галерее «Антонов» в Санкт-Петербурге прошла выставка «Границы авторства в тени случайности». Какие впечатления от события?

Выставка работала с 3 ноября по 3 декабря 2022 года и объединила двух художников разных направлений творчества. Здесь были представлены мои стеклянные объекты и фотограммы Евгении Игнатовой. И это была не просто выставка предметов, а некая история, определенное видение, к которому привязано окружение и экспозиция. Именно к такому опыту я шла и искала его в галереях и музеях.

Особенно интересно было бы узнать о Вашем участии в зарубежных выставках и конкурсах. Как в целом относитесь к конкурсам для художников, любите ли участвовать?

Я неоднократно участвовала в крупных выставках моего направления. Особенно хочу отметить, в этом (2022) году моя работа участвует в выставке, о которой мечтала в момент окончания Академии. Я работаю с американским стеклом bullseye, и каждые 2 года этот производитель устраивает конкурс «Transitions in glass», в котором принимают участие стекольщики со всего мира. Работы 30 финалистов в течении года курсируют по крупнейшим музеям Америки. Так же осенью этого года мои работы выставлялись на Venice Glass Week.

Хочу отметить, международные выставки очень важны для CV художника и я советую всем пробовать, подаваться и не боятся получать отказы.

Вы уже прошли большой путь художника по стеклу, можете ли дать какие-то советы по построению карьеры молодым начинающим специалистам?

Я веду блог в соцсетях, где уделяю много внимания ошибкам. Я хочу, чтобы молодые специалисты понимали, что это неотъемлемая часть пути. Каждая ошибка это опыт, который необходим для продвижения. И в любой период карьеры они могут происходить. Важно не бояться получать отказы, потому что после десятка поданных заявок на выставки и конкурсы, обязательно вы получите, как минимум, один положительный ответ. И самое главное — это любить то, что делаешь. Это очень банально звучит, но это самое важное. Не идти на поводу того, что модно или востребовано или может приносить выгоду. Идти своим путем. Создавать то, что заставляет радоваться и чаще дышать и тогда успех обязательно придет.

Текст © Анна Сухоиваненко. 2022

Опубликовано с разрешения журнала «Жги!»
line.jpg
Статьи по теме:
Границы авторства в тени случайности
Небо на всех одно, а небеса разные
lsola fragile bellezza
«Тишина». Ксения Векшина. Персональная выставка