«Итальянский Гауди» дизайна

Карло Моллино – самая эксцентричная персона итальянского дизайна. Он удивлял не только невероятными формами мебели, но и тем как он создавал проекты, и даже самим образом своей жизни.

Его сравнивали с Сальвадором Дали в дизайне: Моллино культивировал свой необычный внешний вид с густыми черными усами и по-театральному мрачным взором опереточного злодея. Хорошо известна история о том, на каких условиях Моллино работал с мебельными мастерами: они должны были работать только во выходным ночью, так чтобы никто не смог увидеть как реализуется один из самых важных проектов дизайнера – трехногий стул Genius. Этот знаменитый объект дизайна Карло Моллино создавал в 1950 году.

Будучи перфекционистом в деталях стиля и качестве создаваемых предметов мебели, он не воспринимал дизайн как профессию, считая его образом жизни, способом самореализации и демонстрации собственной творческой энергии. 

Карло Моллино
Карло Моллино (Carlo Mollino 6.05.1905 – 27.08.1973) 

Карло Моллино родился в 1905 году в Турине в семье архитектора Евгенио Моллино. Получил архитектурное образование в Туринском университете. Как и большинство творческих молодых людей того времени, Карло поступил в туринский политехнический институт на модный тогда инженерный факультет. Но через год, в 1929 году, он сменил техническую специальность на увлечение искусством, став посещать курсы по искусствоведению в Генте. И все же, чтоб начать работать в ателье у отца, он получает архитектурное образование в 1931 году. И через два года выигрывает серьезный профессиональный конкурс на проектирование головного офиса Agricultural Federation в Кунео (Италия), а в 1937 по его проекту строится в Турине здание штаб-квартиры Società Ippica (the Turin Equestrian Association). Сегодня эта постройка почти хрестоматийная и её считают самым ярким примером итальянского футуризма в архитектуре. Этот стиль больше всего привлекал Моллино-дизайнера, даже вопреки общей тенденции поклонения рационализму. 

Первые эксперименты с футуризмом он устроил собственном доме Casa Miller, где устраивает собственную фотостудию. В этот период его интерьеры отличаются такими характерными приемами как использование драпированной ткани в качестве перегородок для комнат и элегантной обивкой, в частности, из бархата. И уже с 1938 года к нему начинают обращаться за проектами частных и общественных интерьеров. В его портфолио отмечают такие работы как Casa Devalle, Casa Minola, Casa Orengo, Casa Editrice Lattes – для каждого из этих интерьеров Карло Моллино разработал оригинальную мебель, положив начало эстетике биоморфизма в мировом предметном проектировании.
 
С 1940-х и все 50-е годы он проповедует свою проектную религию в самых различных сферах: промышленный дизайн, мебель, интерьеры, экспозиционный дизайн, сценография, моделирование женской обуви, проектирование аэропланов и гоночных автомобилей, канатных дорог. Творчество Моллино называют стилем «туринского барокко» и «аэродинамического сюрреализма», в основу которого были заложены самые актуальные тенденции своего времени – аэронавтика, инженерное изобретательство, органические формы ар нуво, сюрреализм и экспрессионизм, а также появление в промышленности инновационных материалов и технологий. Стекло, сталь, гнутоклееная фанера, губчатая резина, которую он первым стал применять для набивки мягкой мебели – все это легло в основу формообразования легендарной мебели Моллино.

Ardea CM Armchair. Homage to Carlo Mollino. Gilda CM Armchair. Design Carlo Mollino. Zanotta
Кресло «Ardea» 1944. Произведено Zanotta в 1994 году. Кресло «Gilda» 1954. Произведство: Zanotta

«Если бы после Политехнического он остался в Милане и стал работать на крупные фабрики, у него был бы шанс заразиться модернизмом и влиться в дизайнерский бум 1940–1950-х, – говорит Фульвио Феррари. – Но упрямство и крупное состояние, которое оставил ему отец, позволяли выбирать свой путь». Поэтому Моллино вернулся в Турин и стал делать антропоморфные кресла и лампы, поклоняться Гауди и воспевать ар-нуво.

Одна из самых известных моделей мебели, спроектированных Карло Моллино – стул Gaudi, посвященный великому архитектору. Сегодня многие мастерские, получая разрешение на его выпуск, очень любят создавать репродукции на тему Gaudi Chair, а изначально Моллино проектировал коллекцию этих стульев в 1949 году для интерьеров Casa Orengo. Эта модель воплотила в себе всю страсть Моллино в биоморфным формам – плавность линий подчеркнута идеально гладкой обработкой тягучих поверхностей, теплота дерева и его цвета дополняет природность образа. Удивительная мягкость линий древесины притягивает взгляд, а эргономика форм полностью соответствует формам тела.

carlo_mollino_03.jpg
Кресло «Gaudí»

В этой же стилистике, которой следовал несколько лет в своих экспериментах дизайнер Моллино, выполнена и модель стула с узкой спинкой. Его Карл создавал в 1959 году эксклюзивно для собственного офиса в Политехническом университете Турина. Древесина ореха не случайно была выбрана для производства этой коллекции – именно это порода лучше всех поддается полировке Тонкость линий и форма спинки, состоящей из двух половинок и тонкость изящных ножек стула, гармонично дополняется блеском идеально обработанных поверхностей. 

Полированные элементы Молино предпочитал сочетать с другими материалами, контрастными по фактуре. Так в одной из модификаций Gaudi Chair он предлагает обивку сиденья из матовой кожи. Невероятно прогрессивным образом для своего времени стал мебельный комплект – кресло и табурет для ног. Спроектированное и выпущенное в 1947 году для интерьеров Casa Orengo оно представляет собой сочетание исторических образов и современных направлений дизайна. Знакомое нам «вольтеровское кресло» в проекте Моллино приобрело черты «аэродинамического» дизайна – наклон всей конструкции напоминает гоночный болид, цельные подлокотники похожи на автомобильные дверцы. А вот серый плюш, которым обито все кресло: явная реплика из прошлого, символизирующее роскошь, но в тоже время серый цвет – цвет модного космического металла. 

В конце 40-х годов Карло Моллино активно создает мебельные проекты в футуристическом стиле с использованием дерева и стекла, главными объектами для экспериментов он выбирает два материала – стекло и дерево. К этому времени массив древесины он заменяет на гнутую фанеру, которая дает возможность создавать дизайнерские образы в аэродинамическом стиле. Массивность сиденья и спинки кресел теперь подчеркивается изящно гнутыми линиями подлокотников и ножек.

Последний футурист Италии, Моллино воспринимал новую технику и инновационные технологии как уникальную возможность воплощения своих фантастических, а иногда даже бредовых замыслов в дизайне. Все это было закономерно и свойственно послевоенному времени Италии, в искусстве этой страны ярко развивался феномен технологической фантазии – итальянский спациализм. В манифесте этого движения 1948 года было заявлено: «Мы отвергаем мнение, что наука и искусство – это разные вещи. Художники предвидят научные открытия. Научные открытия, в свою очередь, провоцируют открытия художественные». Следуя примеру футуристов дизайн и пространственные искусства находят «выразительные средства художников» в новых технических достижениях. Дизайн мебели в этот период использует новые технологии, появившиеся в результате научного прогресса. Так и Карло Моллино переносил современные достижения научно-технического прогресса на внешний облик своих мебельных идей.

Революционным для своего времени стал стол Reale (сам автор называл его «Гордость Моллино») – его визуально открытая конструкция является и декоративным решением: деревянное изножье, состоящее из нескольких элементов, покрыто прозрачной стеклянной столешницей. Древесина выбрана авторам с самой простой текстурой, акцентом же становится сама конструкция, напоминающая проекты Леонардо да Винчи. Одни эксперты сравнивают его с кузнечиком, поддерживая идею биоморфности творчества Моллино, другие видят в предмете верстак и говорят о возрождении ремесленничества уже в машинном производстве, а третьи – конструктивизм пионеров дизайна 20-х годов.

Cтол Reale. Карло Моллино
Стол Reale

В 1946 году Карло Моллино создал еще один столовый проект, который отличался кубистическим построением. Мощные объемы, развернутые в разных плоскостях, композиция, построенная на контрастных взаимоотношениях частей, а в материальной базе снова многослойная фанера и стеклянный элемент столешницы. Эта модель стала переходной ступенью к его лучшей работе – столу Cavour.

В 1949 году Моллино спроектировал самый знаменитый свой стол, в котором гармонично сочетаются статика итальянского кубизма и смелость движения аэродинамического стиля. В нем уже более четко читается графика линий, жесткость и надежность базиса, непосредственная органика образа становится только намеком. Материал приобретает декоративный эффект: теперь яркая текстура светлого дерева подчеркивается горизонтальными членениями ящиков.

Стол «Cavour». 1949
Письменный стол «Cavour». 1949

С началом второй половины 20 века резко сменились установки дизайна, и на первый план вышла необходимость быстро насыщать рынок массовым продуктом. Романтика творческих поисков, художественная установка на эстетизм осталась в прошлом десятилетии и в коллекциях Моллино. Он не смог работать на таких условиях и ушел в преподавательскую деятельность – заведует кафедрой архитектурной композиции и декорирования в туринском университете.

Лишь в 70-х годах, уже после смерти Карло Моллино, из профессионального забвения его возвращают представители нового поколения дизайна, которые пытаются найти корни истинного итальянского стиля. И вот имя «итальянского Гауди» достигает такой популярности, которой он не знал при жизни: друг за другом издаются книги и альбомы, научные статьи и монографии о его творчестве в мебельном и автомобильном дизайне, в архитектуре и фотографии, выходит учебник его авторства по технике фотомастерства. А в 1989 году в Центре Бобур в Париже открывается персональная выставка работ Карло Моллино, резонанс от которой был сравним с выставкой Сальвадора Дали. Ведущий итальянский бренд мебели запускает в серийное производство коллекцию дизайнера из 6 предемтов: три стола (Arabesco, Reale, Cavour), кресла Ardea и Gilda, силуэтное зеркало Milo.

Сегодня и новые продукты, выпущенные современными компаниями, и те, что остались в созданных Моллино интерьерах, высоко ценятся коллекционерами дизайна. Один любитель экзотики в 2005 году купил на Christie’s письменный стол из гостиной Casa Orengo за $3,8 млн. И, по мнению Фульвио Феррари (научного биографа дизайнера), совершенно зря потратился: «Мебель Моллино – это не кирпичик, из которого можно сложить какой угодно интерьер, это скорее часть пазла, идеально работающая только в одном-единственном месте комнаты, для которого она была создана».

Текст: © Ксения Бандорина, кандидат искусствоведения, доцент СПГХПА им. А.Л. Штиглица. 2020

line_900_black.jpg

Читать в разделе «История дизайна»:
Чарльз Макинтош «Первый из четырёх»
Йозеф Хоффман «Ортопед дизайна»
Геррит Ритвельд «Зигзаг дизайна»
Кааре Клинт «Датское Сафари Клинта»

#историядизайна