Датский Финн

На аукционах классического дизайна одними из особенных событий считаются торги предметами датских мастеров 20 века. Здесь практически не бывает массовых ажиотажей, хотя любителей такого антиквариата достаточно. А вот оценить  по достоинству эти предметы могут только истинные знатоки датского дизайна. Одним из самых востребованных мастеров Дании у экспертов считается Финн Юль. Его работы редко появляются на аукционах, оттого становятся еще более ценными.


Финн Юль – датский архитектор, дизайнер интерьера и промышленности, наиболее известен своим дизайном мебели

Дизайнер Финн Юль родился 30 января 1912 года в Копенгагене в семье торговца европейским текстилем и с младенчества был окружен миром орнамента и декора. Это его так увлекало, что уже с детства он решил, что станет историком искусства: несмотря на юный возраст, Финн активно посещал столичный художественный музей  National Gallery и даже добился того, чтобы его записали в библиотеку Ny Carlsberg Glyptotek. Однако его отец не одобрял этот выбор, но полностью отрицать сыновних интересов не смог, а настоял на том, чтоб Финн сделал карьеру архитектора. Молодой Юль поступил в архитектурную школу Royal Danish Academy of Fine Arts, где с 1930 по 1934 учился в мастерской известного педагога Кая Фискера (Kay Fisker). Одновременно он начал работать по получаемой профессии в архитектурной мастерской Вилхелма Лауритсена (Vilhelm Lauritzen) и эта нагрузка сказалась на процессе учебы в Академии – Финн ее не закончил. Тем не менее, он получил базовые знания и незаменимый опыт, практикуя с реальными архитектурными заказами. В 1942 году Финн Юль вместе в Вигго Босеном работал над интерьерами здания Датского Радио. А в 1943 году получил архитектурную премию C.F. Hansen Prize как молодой архитектор.

Финн Юль разработал буфет FJ в 1955 году для Bovirke.
Финн Юль разработал буфет FJ в 1955 году для Bovirke.

1940-е годы в Дании обозначились мощным интересом к интеграции дизайна в промышленность, в частности в мебельную. Активно развивающиеся после войны производства обратились за идеями к высокопрофессиональным мебельщикам и лучшим архитекторам того времени. Экспериментальные товары и массовая продукция сразу же презентовалась покупателям и ежегодно демонстрировалась на осенних мебельных выставках национальной мебельной промышленности. Несмотря на то, что европейский дизайн развивался в узком направлении инновационного формообразования, Дания выстраивала свою линию на живых художественных традициях и концепциях ремесла высокого качества, но при этом в связи и с направлением функционализма, берущим начало в десятых годах ХХ века. Имея в своих рядах не только самоучек и мастеров традиционной школы, но и выпускников германского «Баухауз», Дания гармонично приняла идеи Школы: идею формы, особое внимание к назначению вещи и гармонии между пользователем и окружающими его предметами, эмоциональность визуального образа, обращение и к рассудку, и чувствам. 

Более того, национальный дизайн страны строился на концепции индивидуализма, идеи разработанной еще в довоенные годы известным архитектором и критиком Поулем Хеннингсеном – он выступал с призывами к свободе, уважению к личности, продвигая гуманистические взгляды в общество. Поэтому авторские проекты архитекторов и дизайнеров мебели встретили единомышленников в лице столярных и других производственных объединений. Главной задачей того времени стало насыщение рынка бытовыми предметами: мебель для дома, гарнитуры и отдельные предметы интерьера, светильники, техника.

Индивидуализм и авторский подход стал одним из главных принципов дизайнера Финн Юля. Экспериментировать он начал со своего собственного дома. В 1942 году, после смерти отца и вступив в права наследства, на завещанные сбережения Юль построил «очеловеченный» дом для себя в Копенгагене – от ландшафта до мебели, все было спроектировано им самим. Дизайнер следовал модной тогда концепции развития движения архитектуры «изнутри наружу», от интерьера к экстерьеру. Спроектированная им меблировка была предназначена для того, чтобы смягчить лаконизм модернисткой архитектуры. «Очеловечение» образов мебели шло в русле личных и массовых трендов того времени. Диван Poet биоморфной формы, разработанный для этого дома представляет собой настоящий конструктор для творчества: он выпускается в самых разнообразных цветовых решениях от скромного серого до кислотно-оранжевого. Дизайнер  специально задумал сделать диван тесным, провоцируя двух сидящих рядом людей на общение.  Эта модель, и все последующие работы мастера выполнены с идеальным чувством эргономики, будто над ними работал физиолог. Но при этом надо отметить, что Юль совершенно не интересовался технологиями изготовления и возможностями производства – как будут изготавливать его проекты мебельщики, он меньше всего волновался. Юль говорил: «Нельзя создать счастье красивыми объектами, но можно испортить большое счастье плохими». Сегодня диван Poet считается программным объектом датского дизайна и всей культурной истории страны.

Диван «Poet». 1941. Дизайн: © Фин Юль
Диван «Poet». 1941. 

В те годы дизайнер, как и многие другие, вдохновлялся творчеством Пикассо и Генри Мура, что наложило отпечаток на его работы.  Ярко-красное кресло Pelican (1940) тоже спроектированное для копенгагского  дома, напоминает живопись кубистов и сюрреалистов. Модель вызвала отторжение у коллег, и не было принято сообществом, в упрек дизайнеру предъявлялись негармоничные формы кресла с длинными крыльями спинки, вызывающая обивка. Юль объяснял: «Чтобы человеку было удобно сидеть, кресло должно стать человеком». И, по его мнению, форма Pelican скульптурно напоминает сидящего человека или пеликана, раскрывшего крылья. В тот момент ни одно производство не смогло взять в массовый тираж кресло и только спустя почти 50 лет (в 1995 году) Pelican был перевыпущен под брендом House of Finn Juhl (компанией Onecollection). Скандинавский бренд выпустил и лимитированную модель Pelican в ткани под названием Macbeth по мотивам графики датского художника и теоретика абстрактного экспрессионизма Асгера Йорна (1914–1973), современника Финна Юля, много работавшего с Ле Корбюзье. В настоящее время кресло Pelican находится в постоянной коллекции музея MoMA в Нью-Йорке и Art Institute Chicago.

Кресло «Pelican». 1940. Дизайн: © Фин Юль
Кресло «Pelican». 1940. 

В 1945 году Юль основал собственную компанию в Копенгагене, специализирующуюся на проектировании интерьеров и мебели. Все его эксперименты шли вразрез с главным направлением всего датского дизайна того времени, которое определялось еще довоенной концепцией модернизма Кааре Клинта  – Юль же создавал мягкие, бионические формы, объемные и необычайно удобные. Дизайн мебели Юля был настолько инновационен для своего времени, что никак не вписывался в жилые интерьеры 1940-х годов.

В 1950-х годах Финн Юль нашел признание в США, где покорил не только публику, но и коллег-профессионалов: в Америке он подружился с дизайнером Эдгаром Кауфманом и четой Имз. Произошло это благодаря руководителю департамента по промышленному дизайну нью-йоркской Merchandise Mart Эдгару Кауфману-младшему, который в 1948 году посетил Скандинавию и был поражен работами с Юля. Возвратившись в США, Кауфман рассказал о своем открытии читателям культового журнала об интерьерах – датский дизайн Финн Юля вошел в роскошные апартаменты самых модных американцев. С этого момента его датская компания начала серийное производство наименее сложных в изготовлении предметов мебели и развила  международную сеть мастерских. Юль стал первым среди датских дизайнеров добившихся такого мирового признания. В 1940-50-ые годы его изделия были очень популярны в США - американцы в те времена импортировали скандинавскую мебель большими партиями. В портфолио мастера американского периода остались не только мебельные проекты, но и дизайн холодильников для бренда General Electric Company, изделия из стекла, керамики и мебель для голландской компании Baker, а так же работа в качестве дизайнера интерьеров Палаты Советов ООН в Нью-Йорке.

finn_juhl_01.jpg

Диван и коктейльный столик «Baker». Финн Юль создал эту модель для американской компании Baker Furniture Inc. в 1951 году. 

В Европе его работа шла полным ходом и он продолжал удивлять коллег и зрителей - Юль пять раз получал золотую медаль «Триеннале ди Милано». На выставке Гильдии краснодеревщиков в Копенгагене в1949 года он представил знаменитый сегодня Chieftain Chair.  Идею «Стула Вождя» Финн Юль придумал всего за один день. Образом, вдохновившим мастера, стало седло – сиденье так и сделано кожаное, а боковые изогнутые балки по бокам спинки – имитируют лук, сама же спинка – щит или головной убор вождя. Удобство и дизайн нового кресла во время презентации оценил сам король Дании Фредерик IX. 

Кресло «Chieftain». 1949. Дизайн: © Фин Юль
Кресло «Chieftain». 1949.

Каждая новая работа Финн Юля становилась открытием для развивающегося европейского дизайна. Это касалось как инноваций в области формообразования, так и конструктива: визуальная легкость объектов достигалась новым подходом в проектировании.  Играя с цветовыми решениями, Юль создавал «объемные композиции» – монохромная плоскость дивана оживлялась контрастными акцентами подушек или пуговиц. Будучи самоучкой в мебельном дизайне Финн Юль не только задал особенное направление в европейском искусстве проектирования мебели, но и стал классиком датского модернизма. Его имя стоит в авангарде таких мастеров как Арне Якобсен, Вернер Пантон, Ханс Й. Вегнер, а модели, задуманные в середине прошлого века актуальны и сегодня.  Кресла Pelican, диваны Baker и другие объекты выпускаются на современных производствах и получая мировое признание, поддерживая уникальный статус датского дизайна.

© Текст Ксения Банорина, кандидат искусствоведения, доцент СПГХПА им. А.Л. Штиглица. 2020

line_900_black.jpg

Читать в разделе «История дизайна»:
Чарльз Макинтош «Первый из четырёх»
Йозеф Хоффман «Ортопед дизайна»
Геррит Ритвельд «Зигзаг дизайна»
Кааре Клинт «Датское Сафари Клинта»
О конфетах marshmallow и американском дизайне