Борге Могенсен: датский дизайнер испанского кресла

Его имя чаще всего называют в связи с одним объектом мебели – «Испанским креслом» (Spanish chair). Борге Могенсен – дизайнер, основоположник концепции функционального датского дизайна, ставшего особенно популярным в последние несколько лет.

Знаменитое «Испанское кресло» было создано датчанином Борге Могенсеном (Borge Mogensen) в 1958 году после своего путешествия по Испании. Объехав почти всю страну от побережья до горных районов, дизайнер заметил часто встречающийся тип мебели – традиционный курульный стул. Став изучать историю и конструкцию предмета, Могенсен нашел его корни в Северной Индии, откуда типаж и попал сначала в Андалусию. Этот исторический образ и стал прототипом дизайнерского шедевра. 

borge_mogensen_spanish_chair.jpg
Испанский стул. Дизайн Borge Mogensen, 1958 год. Массив дуба, металлические пряжки, шорно-седельная кожа. Fredericia. Сделано в Дании 

Дизайнер переработал традиционную форму в соответствии с модой и тенденциями своего времени: он отказался от сложного декора и резьбы, оставив в основе конструкцию и широкие подлокотники, которые наделяют образец индивидуальностью и практичностью (на них свободно можно поставить стакан или чашку). Сочетание дубового каркаса и кожаных деталей придают модели своеобразный деревенский стиль и надежный вид. Среди профессионалов и покупателей кресло быстро завоевало популярность и  получило высокую оценку за элегантность и необычность сочетаний стилей и материалов. 

Будучи мастером-мебельщиком по профессии, Борге Могенсен (13 апреля 1914 – 5 октября 1972) сотрудничал с многими известными дизайнерами, а его работы выставлялись по всему миру. Родился он в датском городе Ольборг в 1914 году. В 1934 году стал работать как краснодеревщик, и в  это же время изучал дизайн мебели в Датской школе искусств и ремесел в Копенгагене с 1936 по 1938 год. Второе профессиональное образование он получил на архитектурном факультете (1938-42 гг.) Королевской датской академии изящных искусств. Основное становление Могенсена как дизайнера началось уже в практической деятельности – он много работал в различных студиях дизайна в Копенгагене. В 1950 году он основал собственную студию дизайна. 

Сложное послевоенное время создавало сформировало потребности покупателей, рынок диктовал свои условия проивзодству. Как и большинство коллег, Борге Могенсен пытался своими работами вернуть уют и комфорт в дома горожан, которые еще не забыли ужасы прошедшей войны. Но не всегда это удавалось. Так, изящный диван-кушетка Spokeback – разработанный Борге Могенсен в 1945 году, был слишком сложным для послевоенного вкуса и по этой причине, пошел в производство только в 1963 году. Гуманистические идеи этого времени стали основным толчком для развития стиля модерн в дизайне мебели 50-х  годов. Столярно-ремесленные традиции датских мастеров создали отличную почву для развития классики европейского дизайна. А в послевоенные годы  в Дании сформировалось масштабное производство мебели, которая благодаря своей новизне и доступной цене пользовалась спросом на европейском рынке.

The Spoke-Back Sofa by Børge Mogensen, 1945
The Spoke-Back Sofa by Børge Mogensen, 1945

В 1950 году для копенгагенской выставки производителей мебели Могенсен представил свою новую разработку, одну из своих самых необычных моделей того времени – «Охотничий стул» (The Hunting Lodge). Эксперты считают его своеобразным предшественником-прототипом «Испанского кресла». И действительно, в конструкциях  обеих моделей можно найти схожие черты и элементы. Однако «Охотничий стул» отличала весьма низкая посадка – высота сиденья спереди всего 30 сантиметров! Именно в этом проекте Могенсен начинает свои эксперименты с изделиями из датского дуба с обивкой из кожи. Для своего времени это было новаторством в компоновке материалов. 

The Hunting Chair by Børge Mogensen, 1950
Охотничий стул | The Hunting Chair by Børge Mogensen, 1950

Его работы отмечают коллеги, а местные фабрики приглашают к сотрудничеству. С 1955 года Борге начинает сотрудничество с одним из крупных мировых производителей мебели, фабрикой Fredericia, которая до сих пор следует принципам «grand-old-man».

Именно здесь начинается его сотрудничество с другим творческим гением – Андреас Граверсен (Andreas Graversen). Вместе с ним Могенсен работает над серией шкафов и стеллажей. Дизайнер тщательно рассчитывает стандартные габариты различных деталей мебели, создает новые идеалы и новую эргономинку функционализма. «Когда Борге, день за днем, работал над расчетом модулей, размерами полок и ящиков, это было похоже на личный поиск, внутреннюю тоску, форму медитации... Постепенно эта игра с мерой овладела им почти полностью, стала религией и тиранией», – пишет его сын, Томас Могенсен в своей книге «Полностью меблированная жизнь». Идеи мебели приходили к Борге в самое разное время – он мог делать эскизы на спичечных коробках, салфетках, конвертах и всем том, что было под рукой.  

Достаточно ширины 222 сантиметра: Бёрге Могенсен тестирует дома, лежа на прототипе своего «посольского дивана». Фото: © Børge Mogensens Tegnestue
Достаточно ширины 222 сантиметра: Бёрге Могенсен тестирует дома, лежа на прототипе своего «посольского дивана». Фото: © Børge Mogensens Tegnestue

Сегодня строгие и элегантные кожаные диваны по дизайну Борге Могенсена пользуются популярностью в посольствах и официальных учреждениях по всему миру. Например, «Кресло 211»  – классический элегантный вид, итальянской выделки кожа, строгий дизайн, шоколадный цвет обивки, все это, делает кресло, исключительно представительным и роскошным. Сделанные из мягких подушек сиденье спинка и подлокотники, располагают к комфортабельному и уютному отдыху. Такой предмет мебели гармонично вписывается в обстановку правительственного здания или посольства, но вместе с тем, сможет привнести уют и жилому помещению. 

Настоящим мужским характером обладает и легендарное кресло Wing Chair, спроектированное Борге в 1963 году для фабрики Frederica. Взяв за основу образ классического английского «кресла с ушами», дизайнер модернизировал форму, сделав его более минималистичным. Коллекция дополнена пуфом с простым и ярким силуэтом, который напоминает коллекцию 1920-х годов дизайнера Каре Клинта (Kaare Klint’s), друга и коллеги Могенсена по Академии.

Mogensen 2204 Wing Chair by Børge Mogensen, 1963
Mogensen 2204 Wing Chair by Børge Mogensen, 1963

Собственный дом Борген Могенсен построил согласно основным принципам модерна. В нем все функционально, комфортно и сдержанно аристократично. Концепция объединения гостиной и рабочей зоны, воплощенная в собственном доме, прекрасно прижилась в современных интерьерах. Модель «Софа 2213» специально для своего дома в Гентофте, где оригинал этой простой и удобной софы по-прежнему стоит между двумя столами. Простота, удобство и чистые линии этой разработки сделали «Софу 2213» одним из самых признанных диванов в мире, а его размеры приняты чуть ли не за эталон нового «золотого сечения».

Mogensen 2213 Sofa by Børge Mogensen, 1962
Mogensen 2213 Sofa by Børge Mogensen, 1962

«Это имеет большое значение, что вещи, которые мы покупаем для жизни, не нужно менять, но вместо этого они должны стареть с достоинством и обаянием». Таков основной принцип творчества, несомненно, лучшего дизайнера мира Борге Могенсена.

Функциональность, эстетичность и доступная цена – это те критерии, которых придерживался Борге Могенсен. Сегодня можно смело сказать, что два первых параметра не утратили своей актуальности, то ценовая категория дизайна Могенсена значительно возросла и теперь относится к категории элитной.

Текст: © Ксения Бандорина, эксперт дизайна. 2020

line_900_black.jpg
Читать в разделе «История дизайна»:
Чарльз Макинтош «Первый из четырёх»
Йозеф Хоффман «Ортопед дизайна»
Геррит Ритвельд «Зигзаг дизайна»
Кааре Клинт «Датское Сафари Клинта»
Карло Моллино «Итальянский Гауди дизайна»
Джордж Нельсон О конфетах marshmallow и американском дизайне
Фин Юль «Датский финн»