На парашютных ремнях

Нет таких материалов, из которых бы грамотный дизайнер не смог создать новый объект. Даже парашютные ремни могут не просто вдохновить на творчество, но и стать основой для мебельной конструкции: так случилось с мэтром дизайна Йенсом Рисом, гениальным творением которого признан стул Risom Arm Lounge Chair.


Портрет дизайнера мебели Йенса Рисома, стоящего над незавершенным стулом. Фото: Herbert Matter. 1 июля 1949 г.
Портрет Йенса Рисома, стоящего над незавершенным стулом. Фото: Herbert Matter. 1 июля 1949 г.

В 1943 году датчанин по рождению, Римз соединил березовый каркас с помощью парашютных ремней, которые образовали сиденье и спинку знаменитого кресла. Прошло больше полувека, а этот бестселлер и сегодня пользуется успехом у всех поколений покупателей во всем мире, несмотря на то, что его оригинальная цена (авторизированное производство под брендом Knoll) составляет 960 евро.

Как и в работах над дизайн-объектами, собственный дом он создавал по проекту, ориентируясь на природу и традиции. Поэтому свой дом он расположил таким образом, чтобы внутрь проникало как можно больше света. Сам дизайнер говорит, что его любимое время нахождения в доме – это рано утром и поздно вечером. В доме есть две спальни, две ванные комнаты, чердак и большая гостиная, которая совмещена с столовой и кухней. Как говорит дизайнер, в этом доме у него только положительные и душевные воспоминания. А ему есть, что вспомнить и о чем рассказать…

Дом, спроектированный и построенный по проекту Йенса Риса: в нем он провел последние годы жизни.
Дом, построенный по проекту Йенса Риса, в котором он провел последние годы жизни

Рассказать о том, что родившись в Копенгагене 8 мая 1916 года, Йенс оказался сыном известного тогда архитектора Свена Рисом, а значит воспитание его художественного вкуса проходило под девизом школы скандинавского классицизма. Проникнувшись творческим образом жизни, молодой Йенс Рисом идет буквально по стопам своего гениального отца, но все же действует по велению моды и времени – поступает на специализацию «дизайн» в копенгагенскую Школу промышленных искусств и дизайна (Kunsthåndværkerskolen). С 1935 по 1938 год он оказывается в совершенно уникальной атмосфере Школы: его учителями стали  Кааре Клинт и Оле Ваншер (Ole Wanscher и Kaare Klint), а одноклассниками – Ханс Вегнер и Борге Могенсен. Но в отличие от своих коллег, он продолжил свое образование, проведя еще два года, но уже в другой специальности – в бизнес-колледже Нилса Борка (Niels Brock Copenhagen Business College).

Свою дизайн-практику молодой Рисом начинает как разработчик мебели и дизайна интерьеров в архитектурном бюро Эрнста Куна (Ernst Kuhn). Именно здесь он осваивает работу с дорогими сортами древесины, так модными в 30-40-е годы: красное и розовое дерево. Следующий этап его профессиональный карьеры связан с переездом в Швецию. В Стокгольме он устраивается сначала на работу в небольшую архитектурную фирму, а чуть позже становится практикующим дизайнером в крупнейшей сети универмагов Nordiska Kompaniet, где занимается и фирменным стилем компании, и оформлением витрин, и концепцией товарного направления. Именно здесь он входит в профессиональную среду скандинавских дизайнеров и впервые знакомится с Алваром Аалто и Бруно Мэтссоном. 

Но настоящее признание его ожидает не в родной стране, и даже не в Скандинавии, несмотря на то, что и датский дизайн, и вся северная школа дизайна в этот период уже сформировалась и была весьма популярна во всем мире. Тем не менее, Йенс Рисом в 1939 году переезжает в США, в Нью-Йорк, чтобы изучать там другую эстетику – американский дизайн. Но здесь неожиданно он сталкивается с проблемой поиска работы, и долгое время ему приходилось выполнять сторонние заказы, в том числе по работе с текстилем. Через год Рисом знакомится с предпринимателем Хансом Ноллем и начинает сотрудничество с мебельным брендом Knoll. Но в 1941 году Рисома призывают в армию на Вторую мировую войну, где тот служит под руководством генерала Джоржа Паттона. А по возвращении – продолжает сотрудничать с Knoll и создает первую полную линейку мебели для успешного бренда.

Кресло 650 Line Lounge Chair, Knoll. 1942. Позднее эту модель стали называть Jens Risom Chair. Дизайн: Йенс Рис
Кресло 650 Line Lounge Chair, Knoll. 1942. Позднее эту модель стали называть Jens Risom Chair. 

Безусловной удачей становится их совместная коллекция стульев и кресел Risom Chair. Первые модели этой коллекции в виду материальных ограничений военного времени были изготовлены из простых березовых рам и парашютных лямок. В их форме мы видим как гармонично Рисому удалось внести в коммерческую стилистику американского дизайна уют и природную теплоту скандинавского дизайна. Несмотря на то, что изначально Рисом учился еще в Дании работе с красным деревом, здесь он обратился к традициям северного дизайна, взяв за основу светлую древесину березы. Сегодня компания Knoll заменила березовую конструкцию на клен, тоже осветленный, сохранив дизайн-концепцию Йенса Рисома. Очень важной инновацией, привнесенной в американский дизайн военного времени, можно назвать полное отсутствие подушек и тканевых обивок. В коллекцию вошли табурет и стул, кресло. 

Вскоре Рисом решил открыть собственную студию дизайна – 1 мая 1946 года Jens Risom Design (JRD) начала свою работу. «Когда я приехал в Америку, я увидел, что здесь нет никакого дизайна, в отличие от Скандинавии. А американские декораторы и архитекторы продолжают работать со старыми вещами и традиционными конструкциями мебели. Для меня это было большим счастьем, потому что в то время в Европе сложилась довольно сильная конкуренция среди мебельных дизайнеров», – рассказывает Йенс Рисом.

Работая над новыми коллекциями стульев, столов, комодов, Рисом никогда не забывал своего происхождения и в каждом проекте стремился продвигать идеи скандинавского, в частности, датского дизайна. Этим он отличался от американского масс-маркета того времени. 

Дизайнер: Йенс Рисом, 1949 г. Производитель: Fredericia
Журнальный столик Fredericia Jens Risom. 1949. Производитель: Fredericia

В 1955 году под своим брендом JRD он выпускает свой первый каталог мебели под лозунгом «The Answer is Risom». А в 1961 году Америка его признала своим – журнал Playboy включает его в список шести рекомендуемых дизайнеров. Один из офисных стульев, спроектированных Рисом становится невероятно популярным, после того как президент США  Ли́ндон Бэйнс Джо́нсон, принял решение использовать его в Овальном кабинете.  

Постепенно, и благодаря рекламной компании Рисома, американцы принимают европейскую стилистику постмодерна не только в общественные интерьеры, но и в частные дома. В этот период Йенс Рисом выработал не только собственный стиль, но цветовую гамму, с которой он продолжает работать и сегодня. Основой палитры для мягких обивок стали: оранжевый и серо-голубой, горчичный и коричный, серый. Два вида древесины он использует в своих коллекциях: орех и светлый клен.

Диван U-551, совмещенный с журнальным столиком, около 1958.
Диван U-551, совмещенный с журнальным столиком, около 1958.


В 1970 году он продал JRD третьей по величине мебельной компанией в Америке Dictaphone Corporation, оставаясь на посту генерального директора и с правом контроля качества и дизайна. 

В 1997 году бренд Knoll делает перевыпуск авторской коллекции стульев с «парашютными ремнями», заменив березу на клен, а парашютные ленты на современные материалы. 

На уникальную мебель Рисома обращает внимание и британская галерея Rocket, подписывая договор с мэтром на перезапуск 9 авторских объектов. Толчком для этого послужили маркетинговые исследования Галереи, которая заметила высокий интерес на eBay к китайским копиям и подделкам мебельных коллекций Йенса Рисома. Перевыпустив эти предметы мебели, Галерея юридически восстанавливает авторские права мастера.

Jens Risom. Key Back Side Chair
Кресло «Key Back Arm Chair». Производитель: Ralph Pucci

В 2005 году Рисом начинает сотрудничество с известным брендом Ralph Pucci, создав для него уникальные по архитектурности кресла и диваны. Мягкую коллекцию отличает массивность и комфорт, статичность образов и явный отсыл к стилистике 50-х годов прошлого века. А вот линейка табуретов и столов в противовес диванам стоят на утонченных основах, создавая элегантный образ и сохраняя эстетику постмодернизма. 

Сегодня мебель Рисома находится и в домах американцев, и демонстрируется в МOMA, Картинной Галерее Йельского университета, Бруклинском Музее, Род-айленском Музее Школы дизайна, Cooper Hewitt Smithsonian Design Museum. 

Йенс Рисом был представлен к высокой датской награде – рыцарском ордену Danish Knight's Cross.

Текст: © Текст Ксения Бандорина, кандидат искусствоведения, доцент СПГХПА им. А.Штиглица. 2020

line_900_black.jpg
Читать в разделе «История дизайна»:
Чарльз Макинтош «Первый из четырёх»
Йозеф Хоффман «Ортопед дизайна»
Геррит Ритвельд «Зигзаг дизайна»
Кааре Клинт «Датское Сафари Клинта»
Карло Моллино «Итальянский Гауди дизайна»
Джордж Нельсон О конфетах marshmallow и американском дизайне
Фин Юль «Датский финн»
Борге Могенсен: датский дизайнер испанского кресла